«От бытового насилия в Казахстане ежегодно погибает около 400 женщин. В месяц в стране регистрируется в среднем 120 изнасилований, 5232 избиения, 72 изувечивания, 14 убийств и 48 самоубийств женщин. 70% женщин в колониях, получивших срок за убийство, сидят за расправу над мужьями.
Это лишь официальная статистика. Большинство жертв не обращается в полицию из-за страха перед родственниками и общественностью. И законы Казахстана по-прежнему защищают традиционные ценности и брак, а не женщин».
Спустя два часа ада на экране вот такие весёлые итоговые титры по информации ООН.
Сегодня про фильм настолько тяжелый, что давит так, что невозможности вздохнуть. Фильм, который стал лауреатом приза зрительских симпатий «Панорама», самом престижном после основного конкурса - за лучший художественный фильм на 72-м Берлинском международном кинофестивале, и призером за лучшую режиссуру на XVI международном кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало».
Много лет женщины Казахстана ведут борьбу за то, чтобы быть услышанными. Хочется не просто сказать, а кричать. Пожалуйста, услышьте. Заглянула в комментарии на платформе, где смотрела фильм, и мне стало еще хуже. Добили высказывания пользователей под мужскими никами: «глупая женщина», «фемки добрались и до Казахстана», «так ей и надо, довела мужика».
Очнитесь, мужчины, что с вами не так?
🎬Счастье (2022)
Бақыт
Фильм основан на реальных событиях. Конечно, пошла смотреть, искать, что там за события. Прочитала несколько интервью от создателей. Дело обстоит в разы хуже, чем на экране. Хотя, казалось бы, хуже быть уже не может.
«В Казахстане последние годы идет жесткая борьба за криминализацию бытового насилия. Каждый год из-за него погибают сотни женщин. Соответствующий закон однажды дошел до президента, но он его не подписал».
Асем Жапишева, сценарист
На главную роль изначально подобрали шесть актрис, но все они отказались, потому что БОЯЛИСЬ ОСУЖДЕНИЯ. Но та, которая не испугалась – браво. Потрясающая работа, которой хочется аплодировать стоя. Разумеется, финансовой поддержки государства эта «неправильная» история, представляющая страну в чёрном цвете, не получила. Тем лучше, ведь тогда пришлось бы врать, что законодательство Казахстана работает на благо своих граждан, по гендерному признаку деления нет, и в своих правах все равны, и мужчины, и женщины.
Перед нами обычная семья - муж, жена и взрослая дочь. Знакомые скромные интерьеры, знакомые проблемы. У главной героини недовольная свекровь, дочь «залетела», теперь нужно выдавать замуж, чтобы не опозорить семью. Готовка, работа, быт. Всё, как у всех. Да только все двадцать лет брака её истязает супруг. Морально и физически. Не просто жестоко. Очень жестоко. Жестоко и регулярно. Без причины. Просто потому, что может и ничего ему за это не будет.
Главная героиня, у которой, кажется, и вовсе нет имени, кроме матерного обращения любимого мужа – собирательный образ всех женщин Казахстана, которые подвергаются домашнему насилию, во главе с Баян Алагузовой, ставшей продюсером фильма.
ОНА работает в каком-то сетевом маркетинге, из серии Avon, Faberlic, Oriflame, Mary Kаy и прочее. Она не просто презентует женщинам косметику, она продает им счастье в оранжевых флаконах. В красивых залах под бессмертный «Декабрь» Вивальди, в окружении картонных фигур улыбчивой рекламной красотки, без запинок говорит о том, что не нужно бояться. Счастье – это просто. Учёные доказали. 40% счастья зависит от нас самих. И все мы его достойны.
В машине она всегда репетирует речь, перед зеркалом натягивает улыбку. И эти картонные улыбки – и её, и рекламной фигуры, просто иллюзия счастья. А под одеждой – синяки. А на лице тонны грима, чтобы скрыть швы.
Сломанные ребра, заплывшие глаза, месяцы в реанимации, молоток, который муж использует в качестве орудия насилия. Долго подбирала слова, чтобы написать про молоток, надеюсь, вы поймёте.
Ужас в том, что идти некуда. Никто не поможет. Мужчинам, выносят только ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Что ждет женщину, которая осмелилась заявить на мужа, думаю, говорить не стоит.
Более того, это стыдно. Дочери, например, стыдно, что скажут родственники её мужа, если мать напишет заявление в полицию на отца. Какой позор, действительно. При этом её, беременную, уже колотит её новоиспеченный муж. Круг замкнулся.
Говорят, что фраза «что подумают другие?» - едва ли не национальная черта казахов. Все должны думать, что у тебя не просто всё хорошо, ты счастлив! Неважно, что тебя убивают, важно, чтобы соседи не услышали, как ты кричишь.
Сами женщины считают избиения чем-то вроде нормы, ибо длится это десятилетиями. Мать, дочь, внучка. Да-да, именно поэтому в финале так рыдает главная героиня при виде новорожденной внучки. Она знает, что её ждет такая же судьба с вероятностью в 85%.
Высокопоставленная и обеспеченная сестра мужа, которая постоянно «отмазывает» родственника, избивающего жену до полусмерти, находится в этом же круге ада, где из поколения в поколение передается ген жестокой патриархальности:
«Сколько раз тебе говорить – ей достаточно и пары пощечин, а так ты её когда-нибудь убьешь».
Шокирует и то, что и главная героиня, зная о том, что её дочь попала в аналогичную ситуацию, привычно тыкает ей «значит, заслужила». Даже выйдя из больницы и едва оставшись в живых, она в какой-то момент опять начинает винить себя. Может, не стоило делать девять абортов только за последние пять лет, лишь бы не привязывать себя лишней веревкой к мужу, а стоило родить таки ему сына?
Насколько всё-таки это принятие агрессии в крови… И только когда адвокат, которой самой удалось выжить в таком вот «счастливом» браке, прочищает ей мозги, кое-что начинает доходить.
Все ВСЁ знают. Родственники, соседи. Но то, что происходит за металлической дверью обычной панельной квартирки – пусть там и происходит. Сор из избы не выносят. Перед людьми неудобно, в конце концов.
«Счастье» отдельными сценами снято немного документально, точнее, по ощущениям, как любительское видео - например, момент казахской свадьбы, или встреча из роддома. От этого еще страшней. Реалистичность зашкаливает.
Я не плакала. Просто онемела и долго не могла выдавить из себя вообще ничего. Шок. Наиболее подходящее определение.
«Я посвящаю свой фильм тому поколению казахов, которые, как дочь главной героини, сейчас становятся родителями, то есть это люди в возрастном диапазоне от 20 до 30 лет. Потому что среднее поколение уже поздно спасать».
Аскар Узабаев, режиссер
Главной героине разрешено дать внучке имя. Она называет её Бакыт - «Счастье».