Найти в Дзене
Диалектика Льва

Наполеон - публицист

Даже абсолютно далёкие от исторического знания люди прекрасно представляют себе, кем был Наполеон Бонапарт. Да, историческую фигуру такого масштаба трудно выпустить из виду. Его военные походы, политические реформы и, главное, успех, который почти всегда ему сопутствовал, во все времена не позволяли снизить градус общественных дискуссий, в частности, во Франции, посвящённых императору. Люди, которым мало интересны такие вехи биографии правителя Франции, как битва при Риволи или Кодекс Наполеона, находят отраду для себя в изучении романтических похождений полководца. Казалось, что мир так и будет во веки вечные разделён на любителей страниц биографий Наполеона, где приведены сведения о “18-ом брюмера” или Египетском походе, и любителей разделов об измене Жозефины Наполеону с Ипполитом Шарлем и прочем. Но оказывается, что есть и еще одна сторона Наполеона, которую мало, когда отмечают. Можно сказать, что за делами, овеянными славой и скандалами, явно уходят в тень другие характерные черт

Даже абсолютно далёкие от исторического знания люди прекрасно представляют себе, кем был Наполеон Бонапарт. Да, историческую фигуру такого масштаба трудно выпустить из виду. Его военные походы, политические реформы и, главное, успех, который почти всегда ему сопутствовал, во все времена не позволяли снизить градус общественных дискуссий, в частности, во Франции, посвящённых императору. Люди, которым мало интересны такие вехи биографии правителя Франции, как битва при Риволи или Кодекс Наполеона, находят отраду для себя в изучении романтических похождений полководца. Казалось, что мир так и будет во веки вечные разделён на любителей страниц биографий Наполеона, где приведены сведения о “18-ом брюмера” или Египетском походе, и любителей разделов об измене Жозефины Наполеону с Ипполитом Шарлем и прочем.

Но оказывается, что есть и еще одна сторона Наполеона, которую мало, когда отмечают. Можно сказать, что за делами, овеянными славой и скандалами, явно уходят в тень другие характерные черты, которые могут быть интересны журналистам. Действительно, журналистов может интересовать далеко не только государственная деятельность Наполеона, но и его публицистические способности. Удивительно, но факт. До своего взлёта, после Великой французской революции, когда такие головокружительные карьеры стали возможны благодаря тому, что большинство аристократов-офицеров вполне заслуженно опасались гильотины и потому уехали за рубеж, Наполеона, скорее, можно было назвать писателем. Писателем-романтиком… Звучит странновато, но тем не менее, в тот период Наполеон был публицистом-романтиком, который являлся пламенным сторонником независимости родной Корсики. Он называл в своих юношеских трактатах Францию - “страной-оккупантом” и призывал бороться за свободу Корсики. Его перу (которое явно находилось под влиянием романтиков, которые рассуждали о высокой миссии героя и его заточенности на великую цель, а если цель не достигнута, то героя должна настичь погибель) принадлежит фраза: “Хороший патриот должен умереть, когда его Отечество погибло”. Даже по этим строчкам ещё совсем юного корсиканского националиста, восторгавшегося Паоли только за то, что тот хвалил его родной край, заметно, что Наполеону не был чужд пафос, который, в принципе, был свойственен всем романтикам. В возрасте 17-ти лет Наполеон написал трактат о концепции “Общественного договора”, этой идеи юный Буонапарте (как тогда он ещё подписывался) и придерживался. Вообще он обожал Жан-Жака Руссо, зачитывался его работами, которые легли в основу его юношеского мировоззрения. Конечно, публицистические способности и сама потребность писать и размышлять пришли к Наполеону не просто так; известно, что с самого раннего детства он всегда предпочитал книгу весёлой детской игре. Во времена учёбы в L'Ecole Militaire Бонапарт из-за нехватки средств отказывался от завтраков и ужинов, чтобы сэкономленные деньги потратить на книги. Такова была его инвестиция. И она принесла ему дивиденды: вскоре Наполеон стал ярким публицистом.

Как уже было сказано, по-началу все его мысли так или иначе были связаны с Корсикой. Несколько раз он принимается за написание книги по истории острова, но каждый раз его внимание отвлекают актуальные события или философские размышления. Например, размышления о жизни и смерти. Наполеон, как любой уважающий себя романтик, пишет о “бренности жизни” и самоубийстве. Он, казалось бы, подводит итог: “...ничто не доставляет удовольствия и всё мне в тягость”. И эти слова произносит лишь шестнадцатилетний мальчик с Корсики, которого во Франции часто отвергают за его неуклюжий акцент и грамматические ошибки (Наполеон начал изучать французский только в 10-летнем возрасте; родной язык для него - итальянский). Сразу вспоминается 15-летний Лермонтов-романтик и его “остылой жизни чаша” в “Монологе”. Вспоминается, а сопоставить трудно… Как же Наполеон мог быть, по сути, поэтом романтизма?! А вот так! Но, как водится у романтиков, дальше эссе о безрадостной жизни и о том, что раз всё равно придётся умирать, а мир так несправедлив, то нужно убить себя самому, дело не зашло, и Наполеон не совершил суицид. Зато через некоторое время он участвовал в национальном французском литературном конкурсе, где рассматривали работы талантливых и подающих надежды писателей. Однако, несмотря на то, что Наполеон потратил целые полгода на работу над произведением, оно не задалось, и будущего императора Франции члены жюри подвергли обструкции. Ксати, когда через много лет щепетильный Талейран к нескрываемому неудовольствию Наполеона нашёл его романтическое произведение, которое он отправлял на конкурс, и показал правителю, Бонапарт крайне низко оценил свои таланты тех лет. На смену Наполеону-романтику уже давно пришёл Наполеон-практик, которому были отнюдь не близки восторги прежних лет. Помимо всего прочего, и кризисы в личной жизни сподвигли Наполеона написать некоторые свои литературные произведения. Так, неудача в деле сватовства к Дезире, послужила трагедией, открывшей дорогу к написанию повести “Клиссон и Эжени”, где в образе Клиссона, разумеется, угадывается сам Наполеон, для которого: “Победа неизменно была спутницей”. Сюжет этого романтического произведения незамысловат: славный, фактически рыцарь нового века, воин Клиссон, которого всегда тянуло на поле боя, встречает Эжени, тем самым, находит родственную душу, но дела Отечества зовут его на битвы, и он отправляется исполнять свой долг, а Эжени предаёт его; узнав об этом, Клиссон блистательно находит выход из неприятного и оскорбительного для него положения - красивая смерть на поле боя.

Наполеон целые месяцы проводил в занятиях публицистикой, причём даже в то время, когда он служил в армии простым офицером. Его ценили, и он пользовался этим: брал отпуска на полгода-год и погружался в мир публицистики. Такова была его натура. О чем он только не писал! Многие его заметки включали в себя подробное описание тех встреч, которые произвели на него определённое впечатление. Также простором для публицистической деятельности стали знаменитые походы Наполеона в Италию и Египет. В тот период мало того, что полководец стал издавать газету с весьма нескромным названием - “Журнал Бонапарта и порядочных людей”, так он ещё в этой газете позволял косвенно критиковать Директорию! Он включился в тот период в полноценную кампанию по агитации за Итальянскую армию и себя лично как её предводителя и вдохновителя. Пропагандистская машина заработала. В итоге, Наполеон благодаря умелым публицистическим речам, совмещавшим романтизм его юности и прагматизм его зрелости, стал самым популярным человеком Республики, с которым ни один политик из Директории не мог сравниться. Именно за счёт своего публицистического опыта и таланта Наполеон мог и мотивировать солдат идти вперёд, и очаровывать граждан страны своими яркими речами. Все ораторские и публицистические инструменты находились в его распоряжении, и он охотно и умело ими пользовался.