Рок-н-ролл
Рок-н-ролл - начало всего разнообразия, о котором мы сегодня поговорим. Именно отсюда "вырос" весь рок, а впоследствии, благодаря "битлам" и метал. Рок-н-ролл начал зарождаться после Второй мировой войны, и получил расцвет популярности в 50-е годы. Истоками рок-н-ролла являются такие жанры, как кантри и ритм-н-блюз.
Примеры: Элвис Пресли, Билл Хейли, Рой Орбисон, Бадди Холли. Про последнего у меня есть статья на канале:
Хард-рок
Вот это "самый-самый рок", и именно такую музыку обычно подразумевают, когда говорят о роке.
Это жанр рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции и строением композиций на риффах в фигурах с размером 4/4. Но, наверное, главная характеристика хард-рока - это утяжеление звука (ну, на то он и hard - тяжелый). Плотное и драйвовое звучание гитары, быстрые темпы и огромное количество сбивок в ритмах, хорошо слышный плотный бас (ура, басиста, наконец, слышно!), микстовая техника вокалистов и, конечно, бешенная энергетика. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х — начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся 1970-е годы.
Примеры: Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, Guns N' Roses, Black Sabbath (или это метал? Поправьте меня в комментариях, если что).
Психоделический рок
Это самый непонятный жанр рока, и в тоже время самый сложный. Психоделия - это воздействие на человеческое подсознание, где находятся все травмы, переживания и основные "преграды" для внутреннего саморазвития человека. То есть по сути, задача звука и музыкантов, создающий эти звуки, подобрать "ключ" к внутреннему миру каждого человека. Психодел - это, в первую очередь, о чувствах, и если и о разуме, то, как говорят критики, о разуме из "параллельной Вселенной".
Расцвет психоделического рока пришелся на конец 60-х.
У меня на канале есть статья про психоделический рок, рекомендую почитать:
Примеры: Pink Floyd, The Doors, Jefferson Airline, The Jimi Hendrix Experience, поздние The Beatles.
Хотя, как тоже говорят многие критики, психоделический рок - это не совсем даже музыка, это что-то выше.
Прогрессив-рок
Прогрессивный рок - стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: классической музыкой, оперной музыкой, академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом. Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза.
Примеры: опять Pink Floyd, King Crimson, ELP, Genesis, Yes.
Глэм-рок
Глэм-рок зародился в начале 70-х, и состоит из двух элементов: музыка и мода. В моде главное - это яркие, броские костюмы, грим, макияж, обилие блесток и так далее. Короче, экстравагантный образ. Если говорить о музыке, то это смесь хард-рока, рок-н-ролла, арт-рока и поп-музыки.
Примеры: Дэвид Боуи, Kiss, T. Rex, Гари Глиттер.
P.S.По правде говоря, почти все исполнители глэм-рока всегда берут только своей внешностью. Те же Kiss - в плане музыке ничего особенного (на мой взгляд), а образ - да, идея шикарная. Из всех выделю только Дэвида Боуи - даже если бы он не экспериментировал со внешностью, он бы все равно стал одним из самых влиятельных музыкантов 20-го века. Хотя за вымышленных персонажей, их истории и невероятные образы Боуи - отдельный респект.
Поп-рок
Из названия понятно, что это жанр, объединяющий в себе элементы поп- музыки и рока.
Песни характеризуются запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа) и ''качающими'' ритмичными ощущениями, связанными с особой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake (от рока).
Примеры: Bon Jovi (хотя и хард-рок у них есть), Roxette, The Everly Brothers, The Beach Boys.
Софт-рок
Софт-рок зародился в 60-х, но своего расцвета популярности достиг лишь в 80-х. По своей структуре очень схож с поп-роком и серф-роком. И если исполняя рок, обычно необходима на сцене бешенная энергетика, харизма и даже какого-то рода бунтарство, то в софт-роке это недопустимо - это самый спокойный жанр рока.
Примеры: Eagles, Badfinger, Элтон Джон, Bread, Cat Stevens.
Альтернативный рок
Альтернативный рок - огромный жанр, который включает в себя различные стили, направления и большое количество разношерстных групп. Вырос из так называемого студенческого рока и нью-вейва. Но надо сказать, что сложность произведений здесь бывает очень разная. Есть такие вещи, как гранж-рок, где все играют и поют "по-разгильдяйски" (как Нирвана, например, при всем уважению к Курту Кобейну). А есть более серьезные и сложные направления, как, например, фолк-рок или "классический альтернативный рок", отличный пример - Джефф Бакли (про которого у меня тоже есть статья):
В данном случае слово «альтернатива» подразумевает антитезу мейнстримовой рок-музыке.
Альтернативный рок - действительно самый крупный поджанр рока, включающий в себя и инди-рок, и джангл, и индастриал, и все на свете.
Примеры: Джефф Бакли, Nirvana, Radiohead, The White Stripes, The Strokes, Arcade Fire, Franz Ferdinand.
Панк-рок
Это жанр рок-музыки, сформировавшийся к середине 1970-х годов на территории США, Великобритании и Австралии. Истоки жанра проистекают из гаражного рока 1960-х, а также других музыкальных форм, ныне известных как протопанк. Я, конечно, в панке ничего не понимаю, но на мой взгляд, особенностью панк-музыки является отсутствие какой-то гармонии, структуры, и, извините, часто даже нот.
Примеры: Sex Pistols, Ramones, Король и шут
Блюз-рок
Блюз-рок - это жанр фьюжн и форма рок-музыки, которая опирается на аккорды/гаммы и инструментальную импровизацию блюза. В основном это музыка в стиле электрического ансамбля с инструментами, похожими на электрический блюз и рок (электрогитара, электрическая бас-гитара и барабаны, иногда с клавишными и губной гармошкой). С момента своего зарождения в начале-середине 1960-х годов блюз-рок пережил несколько стилистических сдвигов и по пути вдохновлял и влиял на хард-рок, южный рок и ранний хэви-метал.
Примеры: Cream, Джими Хендрикс, The Who, Whe Animals.
Спейс-рок
Это музыкальный жанр, сочетающий психоделический рок, элементы электронной музыки и «космическую» тематику. Для спейс-рока характерны активное использование синтезаторов, эксперименты с гитарным звучанием, продолжительные, атмосферные композиции и тексты, навеянные научной фантастикой.
Примеры: Hawkwind, Gong, ранние Pink Floyd, Eloy, Space, Ozric Tentacles, Muse.
Экспериментальный рок
Как не сложно догадаться, это "рок с экспериментами". Эксперименты могут быть самые разные: эксперименты со звуком, с музыкальными инструментами, с жанрами и так далее. Короче, уникальный поджанр рок-музыки, раздвигающий границы общей композиции и техники исполнения, либо экспериментирующий с основными элементами жанра.
Отличным примером будет Queen. Это, конечно, можно охарактеризовать как хард-рок, или глэм-рок, или поп-рок, но, согласитесь, ни одно из этих определений не может в точности описать их звучание (и да, понятное дело, что все группы когда-то с чем-то экспериментируют, но мы говорим про звучание группы в целом).
Или The Police, которых считают рок-группой, но, по сути, они создали свой собственный уникальный и узнаваемый стиль - смесь рока, регги, панка и поп-музыки.
Примеры: Queen, The Police, Фрэнк Заппа, Beach Boys, The Beatles, Джордж Мартин.
Джаз-рок
Джаз-рок - музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза и рока.
В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок развивался параллельно с другим "усложнённым" направлением рок-музыки — прогрессивным роком.
За счет смешения исполнительских приёмов рока и экспериментальности джаза, группам этого жанра удалось добиться расширения спектра передаваемых ощущений. Одним из первых стал экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа, которого я упоминала выше, в экспериментальном роке.
Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бэндов, ритм-энд-блюз и добавили рок-ритм-секции и драйвовые электрогитары.
Примеры: Blood, Sweat & Tears, Chicago, Steely Dan, Chase, Dreams, Traffic, Colosseum, Cream, If.
Мат-рок
Мат-рок (математический рок), характеризуется, в первую очередь, сложными размерами. И не просто сложными (3/4, 5/4, что и так встречается разве что в джазе, классике и очень редко в диф-поп), но и экспериментальными размерами!
Вдобавок к этому сложные гармонии и мелодии, большое количество записанных музыкальных дорожек - все это, видимо, было настолько необычно для восприятия, что кто-то из критиков предложил называть это математическим роком.
Примеры: Don Caballero, Battles, Tera Mellos, что-то из Genesis, Gentle Giant, Rush, Pink Floyd.
И естественно, направлений в роке в разы больше, чем изложено в данной статье. Но все они являются, скорее, поджанрами этих 14 основных направлений, которые я перечислила.