«Догвилль» - фильм, несказанно радующий концовкой. За спасение от мафии и полиции главная героиня фильма, девушка по имени Грейс, вынуждена жестоко расплачиваться с жителями городка Догвилль. Довольно быстро она превращается в рабыню, а затем и в куклу для утех, однако концовка картины всё расставляет на свои места.
Фильм исключительно богат типажами коварных обывателей, с которыми предстоит столкнуться Грейс. В «Догвилле» показаны почти все тёмные ипостаси быдла: это и насильники, и провокаторы, стукачи, лицемеры и конечно же терпилы.
Один из ярких примеров - Том, отвратительный человек, считающий себя глубокомысленным писателем и моралистом. Он укрывает девушку от мафии и от плохих горожан, полагая это важным условием исполнения высокого морального долга.
Том погружен в мысли и часто ведёт философские беседы. Этот персонаж постоянно даёт советы Грейс, ставящие её во всё большую зависимость от жителей городка. Примечательно, что Том оказывается человеком, который первым сдаёт девушку мафии. Писатель Том является идеальным примером лицемера и псевдоинтеллектуала.
Не менее отвратным представляется и другой обитатель Догвилля, при помощи которого Грейс пытается сбежать из города на грузовике. «Спаситель» девушки умудряется взять с неё деньги и при этом безнаказанно изнасиловать её.
В фильме немало и других персонажей, утончённо издевающихся над Грейс: это и старики и дети, и похотливые мужики и ревнивые жёны. Выясняется, что к Грейс не имеет претензий одна лишь собака, живущая в городе.
К несчастью для жителей Догвилля Грейс оказывается не вполне обычной девушкой. И потому судьба города оказывается предрешена. Город не спасет даже заключительное обращение писателя Тома к Грейс.
Можно долго спорить о том заслужили ли жители города своей участи. Встречается немало комментариев и критики о необходимости милосердия и христианского всепрощения для жителей городка, многие не согласны с определением «обыватель» или «быдло» в отношении обитателей Догвилля. Дескать и мы в этой жизни являемся обывателями, совмещая в себе черты «быдла» и «небыдла», и, следовательно, заслуживаем прощение.
Нужно сделать важную оговорку, что не все простаки совершают преступления, но все, кто допускает непротивление злу, несут вред для других. Это прекрасно видно на примере жителей Догвилля, которые либо издевались над Грейс либо оставались равнодушными к её страданиям.
Чтобы стать гражданином Догвилля недостаточно быть простаком, следует быть обывателем, лишённым моральных принципов и эмпатии, нужно быть терпилой и эгоистом.
Бросается в глаза заключительный видеоряд фильма, состоящий из фотографий простых людей, он может создать ложное впечатление, что режиссёр Ларс фон Триер является обыкновенным фашистом и искренне ненавидит рабочий народ, бедных стариков и детей. Однако с этим следует не согласиться, ведь похожих на обитателей Догвилля можно встретить и в повседневной жизни. Таким образом, фильм «Догвилль» повествует не о призрении фон Триера к рабочему классу, к примеру писатель Том из фильма производит впечатление вполне порядочного человека, не принадлежащего к рабочему сословию.
«Догвилль» - картина о зле обывателей в различных ипостасях. Работа фон Триера лишний раз напоминает о том, что обыватели готовы эксплуатировать и уничтожить всякого, кто находится вне их круга. Это может быть проделано необязательно физически, для этого вполне достаточно ряда психологических приёмов.
При просмотре картины, возникает вопрос: возможна ли совместная жизнь с обитателями Догвилля ? Очевидно с ними лучше не жить вовсе, главная героиня пыталась сбежать из городка, но ей это не удалось, благодаря усилиям обывателей, которые не желали её отпускать.
Можно задаться вопросом: оправдано ли уничтожение жителей Догвилля ? Догвилль является отвратительной скверной и сопоставим с библейским Содомом. Примечательно, что в комментариях к фильму, заметен интересный парадокс, многие из комментаторов наверняка поддержали бы уничтожение Содома, но вряд ли поддержали бы уничтожение Догвилля, вспомнили бы о христианском всепрощении, при этом многие из них вспомнили бы также и о себе. Типажи из Догвилля не так уж редки в повседневной жизни, фильм лишь служит прекрасным напоминанием об этом.