На живописных полотнах русских художников индийские образы появились довольно поздно. Одним из первых их использовал князь Алексей Салтыков в 1840-е годы. Для своей книги «Письма об Индии» художник нарисовал иллюстрации, на которых изобразил жителей страны, элементы их быта, тропические пейзажи, базары, хижины крестьян, храмы, празднества и уличные шествия, слонов и диких животных.
Василий Верещагин бывал в Индии дважды. В 1874—1876 годах он жил в Бомбее, посещал Дели, Агру, Мадрас, Джайпур, Восточные Гималаи, Кашмир, Ладакх. Художник хотел создать серию из 20−30 картин с политическими сюжетами. Этнолог Виктория Кочеткова писала об этой поездке: Замысел В. Верещагина нашел негативный отклик со стороны английской власти, в печати была развернута кампания по дискредитации художника. В нем видели агента царского правительства, приехавшего в Индию для изучения путей проникновения русских в Тибет и другие азиатские страны.
В 1882—1883 годах Верещагин работал в Бомбее, Дарджилинге и Агре и создал более 100 работ. Среди них — «Подавление индийского восстания англичанами», «Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
Владимир Стасов писал о его творчестве в этот период: В Индии Верещагин сделал еще новые шаги вперед. Как ни высоко было его искусство уже раньше, во время писания туркестанских этюдов и картин, а теперь он шагнул еще вперед. Кисть его приобрела новую силу, теплоту краски, стала способна передавать такое солнце, перед которым меркнет даже солнце туркестанских лучших его вещей. Горы, луга, долины и вода, прежде не всегда ему удававшиеся, мечети и хижины, индийские храмы… — все это вместе образовало такую чудную, небывалую галерею, написанную с виртуозностью, какой не существует нигде более в Европе. Это сказала потом сама Европа.
В XIX — начале XX века культурой и мифологией стран Востока увлекались многие европейские художники. В живописи стал популярен ориентализм. Последователи этого направления изучали восточное искусство, заимствовали приемы художников азиатских стран. Индию в это время называли «бриллиантом в короне Британской империи». Индийские мотивы можно найти в творчестве российских художников той эпохи — членов объединений «Мир искусства», «Голубая роза», «Ослиный хвост». Популярны были и стилизованные индийские орнаменты. Такие разрабатывал Михаил Врубель.
Художники Николай Самокиш и Николай Каразин побывали в Индии в начале 1890-х годов вместе с великими князьями Александром и Сергеем Михайловичами. Они создали более 400 иллюстраций к различным книгам об этой стране. Самокиш проиллюстрировал работу географа и натуралиста Густава Радде «23 000 миль на яхте «Тамара». Он изобразил реки Индии, охоту на слонов и тигров.
В конце 1910-х Зинаида Серебрякова создала проекты оформления Казанского вокзала. По ее задумке, ресторан в здании должны были украшать панно с изображениями народов Востока. Индию она представила в образе молодой обнаженной женщины.
В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова. Оформил постановку Леон Бакст, создал для нее костюмы, среди которых был наряд индийского юноши. В это же время он придумывал одежду в восточном стиле и для российской аристократии.
Бакст включал в свои костюмы необычные предметы гардероба: эспри — украшения из перьев, тока — головной убор в виде черной бархатной шляпы, чалму — кусок ткани, который обматывали вокруг головы. В подобном наряде на балу графини Марии Клейнмихель появилась княгиня Наталья Горчакова.
В «Петербургской газете» так описывали ее костюм:
Светлейшая княгиня Наталья Павловна Горчакова была в оригинальном серебряном с белым индийском костюме, выполненном по рисунку Бакста, с вставками из золота и серебра, изображавшими горельефные арабские орнаменты, широко вырезанный корсаж отделан синим бархатом bleu person с оригинальными наплечниками из белого лебяжьего пуха, на голове индийская чалма, ослепительно белая и легкая, с белыми токами и эспри, жемчугом и бриллиантами, обрамлявшими лицо по-восточному. Изумруды, сапфиры и серебряные кисти и бульонэ, также по Баксту, дополняли сказочное впечатление этого оригинального костюма.
В 1912 году для Русских сезонов Сергея Дягилева Михаил Фокин поставил целый «индийский балет» — «Синий бог». По сюжету действие происходит в Древней Индии. Костюмы и декорации для спектакля вновь придумал Леон Бакст. Во французской газете «Фигаро» писали, что художник «создал роскошную раму для спектакля. Перед нами Индия, переливающаяся всеми своими красками, которые полыхают под жгучим солнцем».
Василий Ватагин посвятил Индии серию литографий. В 1913—1914 годах он посетил эту страну и остров Цейлон. Из поездки художник привез около 180 акварелей. А в 1919 году он начал создавать литографии, на которых изобразил индийские пейзажи, храмы, жителей этой страны и животных. Чаще всего Ватагин рисовал слонов. Этот же образ встречается в его иллюстрациях к «Маугли» Редьярда Киплинга.
Увлеченный индийскими мотивами, художник Николай Рерих создал множество колоритных этюдов темперой. В 1923—1928 годах он организовал Центрально-Азиатскую экспедицию и привез оттуда лингвистические и этнографические записи, очерки, дневники и более 500 живописных набросков.
В 1930-х Рерих вместе с семьей поселился на севере Индостана, в долине Кулу в предгорьях Гималаев, где продолжил свои размышления о мистической стране великих учителей — Шамбале.
В конце одного из своих эссе философ писал: Гималаи, разрешите еще раз послать вам сердечное восхищение. Также, вся прекрасная Индия, позволь еще раз послать тебе привет за все то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди.
Николай Рерих изображал духовно-просветленную природу Индии, а его сын Святослав наполнил ее человеческими голосами. Он писал портреты местных жителей, известных актеров и политиков, тибетских лам. Живые, колоритные и динамичные картины дополнили образ далекой восточной страны в русской живописи. Музой художника стала Девика Рани — индийская актриса, внучатая племянница знаменитого индийского поэта Рабиндраната Тагора.
Позднее индийскую тему затрагивали в своем творчестве советские художники. Соцреалист Василий Ефанов побывал в этой стране в 1952 году и создал цикл портретов «Народные типы Индии».
Виктор Климашин тоже путешествовал по Индии. Там он создал акварельные портреты крестьян и рабочих, политиков Сарвепалли Радхакришнана, Индиры Ганди, актера Притхвираджа Капура. А еще художник оформил советский павильон на Международной промышленной выставке в Бомбее в 1952 году.
А Дмитрий Налбандян получил за свою индийскую серию премию имени Джавахарлала Неру.
В Индии в 1954 году, к четвертой годовщине независимости страны, побывал Константин Финогенов. В поездке он создал цикл «Дружественная Индия», в которую вошли картины «Мамаллапурам. Храм Монолит на берегу Индийского океана», портрет Джавахарлала Неру, «Каир. Улица Золотого базара», «На улице древнего индийского города Джайпура» и другие работы. В издательстве «Изобразительное искусство» напечатали открытки с произведениями Финогенова из индийской серии.
По Индии в 1950-х и 1960-х путешествовали и другие советские художники — Дмитрий Налбандян, Александр Герасимов, Ахмат Лутфуллин. Их работы были посвящены повседневной жизни обычных индийцев — покупке еды и одежды, учебе, посещению храмов.
Подпишитесь!
Читайте еще: