Русский терем из красного кирпича сразу привлекает к себе внимание проходящих по ул. Розы Люксембург людей.
Некоторые выполненные из кирпича детали напоминают деревянное зодчество. Другого такого дома в нашем городе не найти.
Долгое время искали хоть какие -то материалы, в которых бы фигурировало имя архитектора этого строения. Одни считали архитектором Ю. Дютеля, другие А.Туркевича.
В композицию усадебного комплекса входят главный дом с флигелем, двор и широкая ограда с воротами. Когда-то был и богатый сад с мраморным фонтаном, спускавшийся к реке. Сейчас на месте их построены современные стекляшки, которые сильно портят вид старинной улицы.
Заказ на строительство был сделан потомственным почетным гражданином и активным общественным деятелем Екатеринбурга Алексеем Никитичем Казанцевым., который приобрел участок на аукционе в 1891 году у разорившегося золотопромышленника К.В.Харитонова.
А кто такой Железнов Алексей Анфиногенович, по фамилии которого прозвали этот особняк. Этот предприниматель, который занимался добычей золота, купил дом у наследников Казанцева в 1905 году.
У Железнова была большая семья-жена и четверо детей. Его супруга страдала клептоманией и не могла удержаться, зайдя в магазин, от соблазна положить хоть что-то в карман. Муж потом непременно возмещал все убытки и просил продавцов не обращать внимание на слабости супруги. Еще в семье любили разводить редкие цветы, семена которых выписывали из Европы.
Железнов был заядлым любителем лошадей и отличным наездником, возглавлял общество коннозаводчиков города и сам участвовал в скачках в Екатеринбурге, Тюмени и в Петербурге.
В 1914 году горячо любимой Железновым супруги не стало. Она умерла в театре прямо во время представления.
Железнов очень тяжело переживал утрату и больше не женился. Во времена гражданской войны он вместе с детьми навсегда покидает свой дом и уезжает в Сибирь. Дальнейшая судьба семьи неизвестна.
После революции особняк неоднократно менял хозяев: вначале его заняли анархисты, затем формировалась воинская часть, потом здание переходит в ведение Наркомпроса, в нём была школа № 93 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабослышащих.
Когда началась ВОВ в этот дом был эвакуирован астрономический институт имени П.К..Штернберга. В подвале дома, толщина стен которого составляет полтора метра разместили хронометры Службы точного времени. Именно отсюда вся наша страна его и узнавала.
После войны дом стал принадлежать отделу народного образования.
Сейчас в особняке продолжаются реставрационные работы.
Около дома даже сохранились гранитные плиты тротуара девятнадцатого века. Говорят, что строители собирались их убрать, заменив современной брусчаткой, но сотрудники Института Истории и Археологии, с трудом, но отстояли.
Читайте другие интересные материалы по истории уральской столицы на МОЕМ КАНАЛЕ