Ежегодно в Республике Беларусь празднуется День танкиста, его принято отмечать во второе воскресенье сентября. В этом году День танкиста будет 10 сентября.
Предлагаю читателям несколько зарисовок о танкистах, из истории советских танковых войск, тем более что именно танкисты Павел Емельянович Куприянов и Николай Александрович Селицкий первыми из белорусов были удостоены звания Героя Советского Союза. Подвиги наши земляки совершили на далекой испанской земле, когда правительственная армия республиканской Испании воевала против войск генерала Франко, антиправительственный мятеж которого поддержали фашистские Германия и Италия.
5 февраля 1937 года в Кремле с докладом об опыте танковых боев на испанской земле выступил майор Поль Арман. К этому времени он уже был Героем Советского Союза: 31 декабря 1936 года именно Поль Арман стал одним из первых советских танкистов, удостоенных этой высшей награды. И одним Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР вместе с ним звания Героя Советского Союза был удостоен также танкист лейтенант Дмитрий Погодин, а еще четверым танкистам звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно — лейтенантам Семену Осадчему и Николаю Селицкому, младшим командирам Сергею Быстрову и Павлу Куприянову.
Как это было
В начале сентября 1936 года комбрига 4-й отдельной механизированной бригады, базировавшейся тогда в белорусском Бобруйске, Дмитрия Павлова срочно вызвали в Москву, где он и получил приказ: сформировать и скрытно отправить в Испанию группу советских инструкторов–танкистов с 50-ю машинами Т-26 для обучения испанцев.
Сборы были короткими, отъезжающим разрешалось взять с собой только туалетные принадлежности, попрощаться с семьями, в Москве в Автобронетанковом управлении Красной Армии все сдали свои документы и были представлены полковнику Семену Кривошеину, возглавившему эту первую группу советских танкистов в Испании. В столице всех переодели в одинаковую гражданскую одежду. А затем группу доставили на теплоход «Комсомолец», и 5 октября 1936 года тот взял курс на испанский порт Картахену. Танкисты знали только, что всем им предстоит воевать с путчистами генерала Франко, выступившими против законного республиканского правительства Испании.
Из Картахены группа Кривошеина переправилась в курортный городок Арчену, где спешно развернули учебный центр для подготовки испанских танкистов. По плану, за месяц надо было подготовить до 100 танкистов из бойцов республиканской армии. Однако, тяжелое положение на фронтах все изменило, уже на седьмой день учебы позвонили из столицы с приказом: срочно заканчивайте курс обучения, Мадрид в опасности! А так как советские инструктора не успели подготовить испанских танкистов, то срочно сформировали подвижную ударную группу из 15 танков Т-26 для участия в боевых действиях. Возглавил ее командир батальона 4-й мехбригады капитан Поль Арман, в состав экипажей вошли 34 советских и 11 испанских танкистов. Командирами танков и механиками-водителями были советские танкисты, заряжающими поставили более-менее подготовленных испанцев, но на четыре танка и их не хватило, пришлось брать своих, советских. На рассвете 28 октября танковый отряд Поля Армана сосредоточился севернее деревни Вальдеморо, это в 22 км от Мадрида. А франкисты были уже совсем рядом, их было не менее 15 тысяч. К тому времени они захватили города Эсквивиас и Сесенья, что всего лишь в 35 км от центра Мадрида… Ситуация для республиканцев сложилась тогда архитяжелой, и сорвать планы по захвату мятежниками столицы можно было только контрударом, смяв правый фланг противника, прорвавшись в его тыл, нарушив коммуникации и разбив части, подходившие к фронту. И сводный танковый отряд советских танкистов капитана Поля Армана оказался на самом острие этого спасительного контрудара, теперь от них зависела судьба Мадрида, а значит и всей республиканской Испании.
Бой 29 сентября 1936 года и подвиг минчанина Николая Селицкого
Все напряжение боя танкового отряда Поля Армана очень образно передал в своем «Испанском дневнике» знаменитый советский журналист Михаил Кольцов:
— Танки катятся на толпу, рвут ее в клочья орудийным и пулеметным огнем, топчут и давят гусеницами. Слышны дикие вопли марокканцев, их пули звонко стучатся в броню танка. Колонна катится вперед, через площадь, по продолжению улицы. Здесь застрял и не может развернуться марокканский эскадрон кавалерии.
Кони становятся на дыбы, сбрасывая умирающих всадников и падая сами друг на друга. В несколько десятков секунд образуется сплошная груда лошадиных и человеческих тел, красных фесок, белых кисейных арабских шарфов. Танки не могут стрелять друг другу в затылок, командирская машина выпускает в это месиво несколько снарядов и пулеметных очередей, затем вскарабкивается на живую кучу и идет, давя, колыхаясь на ухабах; за ней остальные машины. Три орудия стоят брошенными в панике на улице. Танки идут по ним, с треском и лязгом, крушат, ломают их.
Так, в считанные минуты нашими танкистами были раздавлены два эскадрона кавалерии мятежников и автомобильная колонна с пехотой, все они сосредотачивались для броска на штурм Мадрида. Жуткая паника, крики, стоны, гусеницами танков смяты брошенные орудия, но, к большому сожалению, так и не подоспела пехота республиканцев, чтобы закрепить этот успех советских танкистов.
А франкисты, придя в себя, вытащили оставшиеся пушки на крыши домов, оттуда стали бить по башням танков, забрасывать их бутылками с бензином. Арман дал команду своим танкистам вырваться на шоссе, и большинство его техники продолжили движение в тыл противника, расстреливая и рассеивая группы, направляющиеся к фронту, углубившись в тыл противника на 12 километров. Франкисты же, зная, что в рейде по их тылам действуют танки республиканцев, устроили засаду. Тогда-то и произошел танковый бой — первый в истории зарождавшихся танковых войск. Танк лейтенанта Семена Осадчего, набирая скорость, устремился вперед в лобовую атаку на две встречные итальянские бронемашины, те не выдержали и повернули назад, но Осадчий настиг задний танк и протаранил его. Итальянский «Ансальдо» свалился в ущелье, это и был первый в истории танковый таран. На поле боя остались недвижимыми два итальянских танка, остальные повернули назад и скрылись за холмом. Но положение для танкистов Армана становилось критическим, они были практически в полном окружении путчистов, оставался один путь — назад через Сесенью. Наши разделились, одна группа пошла на прорыв по улицам Сесеньи, другая стала обходить городок, в самой же Сесенье слышались выстрелы из танковых орудий, это продолжали бой наши боевые машины, связанные боем в условиях города. На полном ходу танки группы Армана ворвались в Сесенью, и сразу же вражеские пули застучали по танковой броне. Перед площадью танкисты увидели тягостную картину: там стояла обгоревшая машина лейтенанта Николая Селицкого с открытыми люками. Экипажу тогда не удалось надеть сорванную в бою гусеницу, в жестокой стычке экипаж отстреливался до последнего снаряда и последней пули, но силы были слишком неравны… Пехота республиканцев так и не дошла до Сесеньи. Рядом с танком лежали тела командира танка Николая Селицкого, механика-водителя Мозылева, заряжающего Беликина, павших геройской смертью.
А в это время на площадь медленно въехал танк Ивана Лобача, он горел, но продолжал вести огонь. Механик-водитель Миколич вылез через десантный люк, но упал, срезанный пулеметной очередью. Павел Куприянов попытался взять танк Лобача на буксир, но оттащить горящую машину не удалось. Очередной снаряд попал в бак с горючим, и машина взорвалась жарким пламенем. Участь экипажа решилась мгновенно: «Товарищи, прощайте…», — были последние слова командира танка, и тоже белоруса, Ивана Лобача.
Для многих советских танкистов этот самый первый, но такой решающий для судьбы республиканской Испании бой, стал и последним. Бобруйские танкисты тогда потеряли семь человек, из 15 танков уцелели всего пять. Но Мадрид войска Франко так и не взяли.
Они стали первыми белорусами Героями Советского Союза
А в первый день нового, 1937 года, на первых страницах центральных газет Советского Союза было опубликовано Постановление ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года «О присвоении звания Героя Советского Союза летчикам и танкистам Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Мотивация награждения была изложена без всякой конкретики и привязки к местам совершения подвигов, лишь:
— За образцовое выполнение специальных и труднейших заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм присвоить звание «Героя Советского Союза» со вручением ордена Ленина.
14-й пункт Постановления сообщал о высокой награде «лейтенанту Селицкому Николаю Александровичу — командиру танкового взвода».
На тот момент медали «Золотая Звезда» еще не было, Героям Советского Союза вручался только орден Ленина.
Всего же звания Героя Советского Союза был удостоен 21 танкист из числа добровольцев, воевавших в Испании и оказавших бесценную помощь республиканской армии, накопивших уникальный опыт, который потом оказался востребован в годы Великой Отечественной войны. Достаточно сказать, например, что полковник Семен Кривошеин, командовавший первой группой советских танкистов в Испании, ( а это была, как мы уже знаем, группа из состава тогдашней бригады, базировавшейся в белорусском Бобруйске, прим.) закончил войну в звании генерал-лейтенанта танковых войск, командиром 1-го механизированного корпуса, а заместитель по технической части 1-го интернационального танкового полка Александр Ветров — тоже генерал-лейтенантом танковых войск и начальником одного из отделов Главного управления ремонта танков РККА. Кстати, именно Александр Ветров был одним из тех людей, которые на основе своего испанского опыта настаивали на создании для Красной Армии нового, чисто гусеничного танка — будущего легендарного Т-34.
А тем же Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года за проявленный героизм и мужество, отличия под испанской столицей звание Героя Советского Союза посмертно был удостоен еще один белорусский танкист. В документе сразу вслед за лейтенантом Николаем Александровичем Селицким значился и 28-летний младший командир Павел Емельянович Куприянов, уроженец деревни Старинцы под Полоцком и погибший в бою на испанской земле 9 ноября 1936 года.
Имена наших доблестных земляков Героев Советского Союза, первых воинов-интернационалистов, воевавших за свободу другой, но и за покой своей страны, увековечены в Республике Беларусь в названиях улиц в Минске и Полоцке, соответственно, есть школы, носящие имена первых белорусов Героев Советского Союза. О них напоминают нынешним поколения мемориальные доски и памятные знаки.
И еще о памяти танкистов из белорусского Бобруйска
9 мая 1989 года на муниципальном кладбище Фуэнкарраль в одноименном районе Мадрида был торжественно открыт памятник советским добровольцам, погибшим в Испании в годы гражданской войны. Композиция представляет собой незавершенную триумфальную арку, символизирующую, что первое военное противостояние с фашизмом закончилось трагически. Под аркой массивный камень-алтарь. Плоскость его расположена под углом к горизонту и имеет очертание географической карты Испании — страны, в землю которой полегли навечно воины-интернационалисты… Скульптурное изображение колонны советских добровольцев провожает фигура женщины — олицетворение матери-Родины. Монумент воздвигнут над символической могилой (франкисты не сохранили не только реальные могилы павших советских воинов, но и даже данные о местах их захоронений). Венчает мемориал надпись на русском и испанском языках «Памяти советских добровольцев 1936-1939 гг.». На боковой стороне памятника высечены имена 182 погибших добровольцев. Среди них и бобруйские танкисты А.Г. Абрамович, К.Я. Билибин, С.М. Быстров, Ф.К. Ковров, П.Е. Куприянов, С.К. Осадчий, Н.А. Селицкий, Г.М. Склезнев, И.В. Беликин, Денисов, А.И. Климов, П.И. Корсунов, И.Т. Лобач, П.В. Миколич, Д.Н. Мозылев, В. Сергеенко, К.Д. Черненко.
Наш Бобруйск также, в отличии от других городов Беларуси, помнит их словом «Испания» на памятнике воинам-интернационалистам.
Автор: Владимир Касьянов