К 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне, при поддержке Агентства кинематографии Узбекистана, был снят пронзительный фильм. Он снят о той войне, как её видела Зульфия Закирова - одна из многих матерей, которые не дождались с войны своих детей. Сегодня я хочу познакомить читателя с этим замечательным кинофильмом, основанном на реальных событиях.
Немного о идее создания
Приступая к созданию фильма, режиссёр Джахонгир Ахмедов получил вдохновение в книге известного узбекского писателя Алиназара Бегимназарова «Беш жангчининг онаси» («Мать пятерых воинов»). Книга Бегимназарова тесно переплетается с воспоминаниями главной героини - Зульфии Закировой, в своё время опубликованными под названием “Жизнь”. Зульфия-опа рассказывала в своих воспоминаниях о своей жизненной истории, наполненной болью, которая закаляла обычную узбекскую женщину, не давая ей “сломаться” под ударами судьбы.
Главной задачей фильма, по словам режиссёра, было желание “научить зрителя чувствовать сердцем” историю, как это делают узбеки. Действительно, этот древний народ, со сложившимся менталитетом, умеет чувствовать чужую беду - как наглядный пример, здесь будет более чем уместна история кузнеца Шамахмудова, в тяжёлые военные годы усыновившего 14 детей. Джахангир Ахмедов хотел научить и остальных зрителей из других стран переживать чужое горе, показав его без прикрас и от первого лица. Так и появился фильм, снятый совместно узбекскими и белорусскими киноделами. На экраны он вышел 9 мая 2020 года.
Сюжет
Как я уже говорил, в центре фильма - Зульфия Закирова. Уже давно вдовая женщина, почтенная глава семейства приезжает на стройку Большого Ферганского канала, где трудится её сын. Там происходит первый тяжёлый для нормального человека диалог - двое детей Мухаммаджона Холматова, её сына, умерли во младенчестве. Жена его ждёт третьего, а Мухаммаджон отправился “подкалымить” на большую стройку. В итоге всё разрешится хорошо - мальчик родится живой, и получит имя Тургунбой (мужчина, крепко стоящий на ногах).
Далее фильм переносит нас к сценам повседневной жизни древних узбекских жилых кварталов (махалля) - нам покажут большую свадьбу, праздник. Наконец-то понятен будет кушак, который Зульфия-апа повязала вокруг своего пояса - это знак, что овдовевшая женщина уже не сможет найти мужчину, равного или превосходящего в чём-то безвременно усопшего мужа. В то же самое время, во дворе дома, среди собравшихся аксакалов было принято решение - раз уж уважаемая Зульфия-опа сама, без помощи извне, смогла поднять шестерых детей (пятеро сыновей и дочь), то нужно её уважить. Решили в порядке хашара расстроить её дом, чтобы женить и остальных сыновей.
Здесь следует сделать небольшое отступление - узбеки часто жили (да и сейчас живут) большими дворами. На хороших размерах земельных участков строится несколько домов, по количеству детей мужского пола, которые женившись, не забудут о родителях, а их невестки будут надёжными помощницами в домашнем хозяйстве.
Приезжает военная машина и вышедший из неё военком передаёт пакет председателю махалли, в котором объявляется о начале Великой Отечественной Войны. Председателя окружает толпа возбуждённых жителей, и он, в присутствии большинства жителей, потерянным голосом объявляет о начале войны людям. И отсюда начинается чёрная полоса для бедной женщины - одно за другим в её дом приходят “чёрные письма”. И один за другим дети Зульфии-апа уходят на фронт - ушёл и младший, причём в тайне от матери и братьев, записался добровольцем на фронт. Всё это очень эмоционально показано и со стороны старших братьев, и со стороны его девушки, Зулайхо, а в особенности - его мамы, Зульфия-апа.
В то же самое время, председатель колхоза избивает своего сына, собравшегося добровольцем на войну, пытаясь не допустить его на фронт - доходит даже до такого низкого поступка, что он заставляет сына жениться на Зулайхо, возлюбленной младшего сына Зульфии-апа. Зулайхо тем временем, нарушает все известные обычаи - пришла к военкомату, принеся собственноручно испечённую лепёшку и яблоко. Надкусив это, Юсуфджон словно бы обещает ей вернуться… Как рассказать, что чувствовало сердце матери, провожавшей сыновей на войну?
Следующая сцена показывает нам быт в опустошённой махалле - практически все мужчины ушли на фронт, Зульфия-апа вместе с невестками тянет хозяйство, как домашнее, так и общественное. И в то же самое время, негодяй - сын председателя, дабы впечатлить Зулайхо (и спасти свою шкуру) ночью зарезал и освежевал последнюю корову Закировых. Зулайхо, узнав об этом, начала проклинать Шокира, сына председателя. А узнав, что её “приговорили” к замужеству, сошла с ума…
Тем временем, пришла “похоронка” и на третьего сына… Знакомый нам по началу картины Мухаммаджон, которого комиссовали по ранению, отправляется в военкомат, чтобы попроситься на фронт добровольцем. Военком лишь спросил его - а матери, мол, что скажешь? Один ты у неё пока остался, надежда и опора. Вскорости, покинул отчий дом Мухаммаджон, отправился на фронт, воевать с врагом, за братьев мстить…
Долго не было “чёрного письма” на младшего сына, Юсуфжона. Виной тому был почтальон, который скрыл письмо от Зульфии-апа. Видимо, не хотел приносить ещё больше горя - но разве есть для матери большая печаль, чем неизвестная судьба собственного сына? Но в конце концов, нашёлся и он - уже внук этой сильной женщины, в 1961 году, в Ленинграде найдёт могилу младшего из братьев Холматовых. И привезёт бабушке горсть земли с могилы сына. Зульфия-апа, поняв откуда эта земля, сказала “Вот теперь можно и молитву за их души почитать. И за мою заодно…” С этими словами её душа оставила тело, вознесясь к небесам - и иначе быть не может…
Заключение
Кинофильм оказался на редкость душевным - благодаря тонкой актёрской игре, зритель невольно становится сопереживателем этой беды, принимает на себя часть этой боли… Ведь не было в той огромной стране, ни единой семьи, которой так или иначе удалось избежать прикосновения войны…
Смотрели ли вы этот замечательный фильм? Пишите свои ответы в комментариях.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки публикациям, оставляйте свои комментарии - впереди ещё много интересного!