Найти тему
Советское Кино

Баталов с детства собирался стать актером и стал им

Баталов А. В. Был одним из величайших актеров как советского, так и российского кино. Он прожил восемьдесят восемь лет и навсегда наполнил кинематограф своими яркими работами. Особенно известными стали такие фильмы с его участием, как: «Большая семья»,«Дело Румянцева», «Михайло Ломоносов», «Мать», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года», «День счастья», «Свет далекой звезды», «Три толстяка», «В городе С», Седьмой спутник», «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Поздняя встреча», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и другие.

Актер никогда не афишировал свою работу в качестве режиссера, но именно Баталов снял «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок». А еще он автор пяти сценариев к фильмам, постоянно участвовал в радио постановках, читал текст от автора в громадном количестве картин как художественных, так и документальных.

Родился он в 1928 году в театральной семье во Владимире. Но в возрасте пяти лет родители разошлись и мальчик перекочевал в семью известного писателя В. Ардова. Баталов с детства собирался стать актером. В четыре года он показывал домашние сценки, а в школе блистал в драмкружках.

Во время войны, когда семья эвакуировалась в Бугульм, он вместе с матерью играл на сцене местного театра. В 1950 году Баталов окончил Школу — студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького и стал актером Центрального театра Советской Армии. Тогда же начал активно сниматься в кино.

Изображение со страницы https://poisk-po-photo.ru/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80
Изображение со страницы https://poisk-po-photo.ru/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80

Во всех своих ролях, Баталов оставался воспитанным и интеллигентным человеком. Нет ни одной роли, где бы он ругался. В его исполнении шоферы, слесари, работники торговли - все были спокойными, уравновешенными и вежливыми. В Советском Союзе не было другого такого интеллигентнейшего актера.

Возможно, круг интересов и воспитание актера сформировали в детстве друзья родителей. Он близко был знаком с А. Ахматовой, Ф. Раневской, Б. Пастернаком, М. Булгаковым, О. Мандельштамом, М. Зощенко. Ему первому они читали свои произведения. Это не могло не наложить отпечаток на мировоззрение молодого артиста.

Успех к Баталову пришел после картины «Большая семья». Здесь никому особенно неизвестный артист получил главную роль и сразу раскрылся со всех сторон. После этой картины к нему пришла не только слава, но и посыпались приглашения на разнохарактерные роли. А уже после картины «Летят журавли» Баталов стал самым популярным молодым актером Советского Союза. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Канском фестивале и стала единственной советской полнометражной картиной в этой номинации.

Не удивительно, что в 1962 году его приглашают на роль физика-ядерщика в картине М. Ромма «Девять дней одного года». За эту картину ему дают звание заслуженного артиста РСФСР.

В шестидесятых годах Баталов стал пробовать себя в качестве режиссера. Он снимает фильм «Шинель», который с успехом идет в прокате и по телевидению. А уже спустя пять лет снимает «Три толстяка», где еще и играет роль Тибула. В этой роли он работал сам, без дублера и страховки, выполняя все опасные трюки. Прославился Баталов-режиссер прежде всего строгим соблюдением классических съемочных и постановочных законов и бережным обращением с текстом оригинала.

Не менее тщательно актер готовился и к радиопостановкам. Слушатель, а в СССР радио стояло на одном уровне с телевизором, живо представлял себе все что описывалось в спектакле. Баталов проявил себя не просто как выдающийся актер, а еще и как артист разговорного жанра, умеющий одним только голосом показать сцену.

С середины семидесятых годов, кроме съемок в кино, в театре и на радио, актер начал преподавательскую деятельность во ВГИКе и уже через пять лет стал профессором и получил кафедру актерского мастерства. При этом он так же преподавал в Канаде и в США. В 1976 году ему присвоили звание народного артиста СССР.

Самой яркой его работой в конце семидесятых стала роль Гоши в картине В. Меньшова «Москва слезам не верит». Множество актеров пробовали на эту роль, потому что Баталов в начале отказался сниматься в картине. Но спустя некоторое время, видя что на эту роль никого не нашли и будучи в приятельских отношениях с режиссером картины, он согласился на съемки. Эта картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

После этого фильма Баталов в силу возраста перестал практически сниматься и целиком посвятил себя преподавательской деятельности.

Из интересных фактов в биографии актера можно отметить его дворянское польское происхождение. Возможно именно этим и объясняется умение актера достойно держаться в кадре и выбирать себе только роли высоко духовных и культурных людей.