Фреска считается одной из самых значительных техник в истории искусства. Хотя эта техника живописи чаще всего ассоциируется с искусством итальянского Возрождения, она существует уже тысячелетия, вдохновлявшая как древних, так и вдохновляющая современных художников.
Фрески, созданные путем рисования непосредственно на штукатурке, обладают долговечностью, не свойственной другим техникам. Неудивительно, что монументалисты отдают предпочтение такой долговечности, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся шедевры, в том числе римские фрески Помпеи и знаменитые фрески эпохи Возрождения, такие как всемирно известный потолок Сикстинской капеллы Микеланджело.
ЧТО ТАКОЕ ФРЕСКА?
Фресковая живопись — это произведение настенного или потолочного искусства, созданное путем нанесения пигмента на интонако или тонкий слой сырой штукатурки, противоположность "альсекко" (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.
ВИДЫ ФРЕСКИ
Существует три распространенных вида фресок: буон, секко и меццо.
Буон ("настоящая") — рисуется непосредственно на свежевыложенной штукатурке. Благодаря естественной липкости влажного интонако пигмент, используемый для рисования фрески, не нуждается в связующем веществе, вместо этого его можно просто смешать с водой.
Напротив, в секко ("сухой") фреске в качестве холста используется сухая штукатурка. Чтобы краска прилипала к штукатурке, пигменты необходимо смешать со связующим веществом, например клеем или яичным желтком.
Меццо ("средняя") фреска написана на почти сухом или вновь увлажненном слое штукатурки. В эпоху Возрождения этот тип фресок стал широко использоваться, в конечном итоге превзойдя по популярности фреску Буон.
ЗНАМЕНИТЫЕ ФРЕСКИ
Хотя фрески считаются итальянским видом искусства, их можно найти по всему миру. В этой статье собраны некоторые из самых известных фресок.
ФРЕСКА "ПРЫГАЮЩИЙ БЫК"
Фреска "Прыгающий бык", созданная около 1400 г. до н. э. для стены Кносского дворца на Крите, является одним из самых известных произведений минойского искусства. Древняя фреска славится своими яркими цветами и сюжетом, на котором изображены фигуры, участвующие в ритуале прыжка на быке: уникальной церемонии, в ходе которой люди выполняли акробатические трюки на спинах коров и быков.
ФРЕСКИ СИГИРИИ
Когда-то здесь находился древний дворец, скала Сигирия в Шри-Ланке известна своей небольшой сохранившейся коллекцией красочных фресок, вдохновленных мифологией. Эти изысканные произведения были созданы царем Кашьяпой в V веке до нашей эры и были призваны превратить землю в его собственное царство. Из 500 фресок сохранились до наших дней только 18, краски, используемые для фресок, натурального происхождения, покрытые составом из яичного белка и меда. Никто точно не знает кто эти женщины на фресках - наложницы короля или его воображение, но все их лица очень похожи.
САПФО ФРЕСКА
Женщина с восковыми табличками и стилусом, более известная как фреска Сапфо — одно из немногих хорошо сохранившихся произведений настенного искусства возрастом более 2000 лет, обнаруженных археологами в древних Помпеях. Эта красивая фреска была найдена на стене дома и представляет собой портрет молодой богатой женщины-поэтессы, держащей в руках письменные принадлежности и задумчиво позирующей.
СВЯТАЯ ТРОИЦА
Фреска Святой Троицы, написанная в Доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, является самой ранней сохранившейся фреской, в которой используется систематическая линейная перспектива. Согласно записям, Мазаччо поместил гвоздь в точку схода и прикрепил веревки, чтобы определять, как сходятся линии.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Благовещение итальянского художника Фра Анджелико ознаменовывает переход от средневековья к итальянскому Возрождению. В отличие от средневековых произведений схожей тематики, эта фреска передает более реалистичную композицию, поскольку Анджелико умело передает глубину за счет использования точки схода.
Эта фреска находится в монастыре Сан-Марко во Флоренции. Хотя Анжелико не впервые исследует эту иконографию (он также завершил три визуально похожие панно и еще одну фреску "Благовещение"), она стала одной из самых известных фресок раннего Возрождения.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
В 1490-х годах монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане поручил Леонардо да Винчи создать "Тайную вечерю" — масштабную настенную роспись, изображающую последнюю трапезу Иисуса со своими учениками. Это произведение, написанное на сухой штукатурке, раньше ошибочно считали фреской секко, хотя художник использовал для создания придуманную им технику: роспись яичной темперой по масляному грунту из свинцовых белил.
Наряду с такими работами, как "Мона Лиза" и "Витрувианский человек", "Тайная вечеря" остается одним из самых известных произведений художника.
ПОТОЛОК СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ
С 1508 по 1512 год флорентийский художник Микеланджело написал сложную и красочную фреску на потолке Сикстинской капеллы Апостольского дворца Ватикана. Эта монументальная фреска объединяет 9 центральных сцен из Священных Писаний и 343 фигур.
Многие из этих персонажей окружены джорнатой, тонкими "очертаниями", созданными путем соскабливания частей влажного интонако. Эти джорнаты, призванные подчеркнуть глубину, присутствуют на всей фреске.
АФИНСКАЯ ШКОЛА
Как и Микеланджело, художнику эпохи Возрождения Рафаэлю было поручено создать монументальные фрески для Ватикана. В 1511 году он написал серию из четырех фресок, вдохновленных основными школами мысли: теологией, правом, поэзией и философией.
Афинская школа, самая известная фреска в этой серии, представляет собой портреты самых знаменитых философов мира. Помимо великих греческих мыслителей, таких как Платон, Сократ, Евклид и Аристотель, эта красочная фреска также включает в себя хитрый автопортрет самого художника.
СТРАШНЫЙ СУД
Через несколько десятилетий после того, как Микеланджело завершил потолок Сикстинской капеллы, он вернулся в то же здание, чтобы добавить еще одну фреску, на этот раз покрывающую всю стену алтаря. Страшный суд отражает Второе пришествие Иисуса Христа и окончательный Божий суд над человечеством.
Хотя этот сюжет не был редкостью в эпоху Возрождения, интерпретация Микеланджело выделяется в основном обнаженными фигурами и сочетанием некоторых мифологических элементов — оба из которых сделали фреску спорной среди современников Микеланджело.
ДЕТРОЙТ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ФРЕСКИ
Хотя фресковая живопись вышла из моды после эпохи Возрождения, эта практика была возрождена Мексиканским движением настенной росписи в 1920-х годах. Возобновившийся интерес к фрескам, когда во главе угла стоят фрески, был инициирован мексиканским художником Диего Риверой, который в период с 1932 по 1933 год нарисовал "Детройтскую индустрию" — серию из 27 произведений, вдохновленную Ford Motor Company.
Фрески Риверы, характеризующиеся "массами, машинами и обнаженной механической силой", помогли вернуть фресковую живопись в современный мир.