В XX веке коммунисты вели систематическую борьбу с религией, называя её «опиумом для народа». По их убеждению, религиозные догмы о загробной жизни отвлекали пролетариат от борьбы за земной рай и мешали формированию сознания нового человека.
Поэтому коммунисты ожесточённо преследовали и убивали верующих.
"Десятки тысяч разрушенных храмов, убитых священников всех религий, постоянные гонения на верующих – это реальный итог коммунизма, построенного в отдельно взятой стране, в отношении верующих. Первые большевики – Ленин и Троцкий были богоборцами", - пишут "Новые известия".
Но после 1991 года их преемники начали говорить о близости коммунизма и христианства.
«Первым коммунистом на планете в новом летоисчислении был Иисус Христос. Положите Нагорную проповедь Иисуса и Моральный кодекс строительства коммунизма – один в один. Вы просто ахнете. <…> Надо изучать Библию, тогда вы будете много понимать», — заявил Зюганов.
Однако между Нагорной проповедью и Моральным кодексом строителя коммунизма нет никаких пересечений. Так что удивляться тут нечему.
Нагорная проповедь учит любви, милосердию, прощению, непротивлению злу насилием, смирению и отказу от осуждения ближнего.
В то время как «Моральный кодекс строителя коммунизма» проповедует классовую непримиримость, враждебность к богатым, преданность партии и борьбу за власть.
"Десять заповедей, которые получил Моисей на горе Синай, начинаются с заповеди о том, что мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми помышлениями своими. Мало того, что в Кодексе слово «любовь» отсутствует по факту, но чтобы коммунисты в 60-е годы 20-го века возлюбили Бога? Это даже представить себе невозможно. Нет абсолютно никаких пересечений", - считает историк церкви, доктор исторических наук Сергей Бычков:
Если Христос в Нагорной проповеди говорил: «Блаженны изгнанные за правду», то коммунисты до сих пор с ненавистью клянут белую эмиграцию — тех, кто был вынужден покинуть «социалистическое отечество», спасаясь от террора и насилия.
"Раннехристианский коммунизм"
Коммунисты нередко указывали на то, что в первых христианских общинах существовала общность имущества, и потому утверждали: советский строй якобы соответствует духу Нового Завета.
Однако между первыми церковными общинами и большевистским режимом существует принципиальная разница.
Во-первых, в раннехристианской Церкви объединение имущества происходило добровольно, как проявление братской любви и ради удобства христианской проповеди. У большевиков же «обобществление» означало насильственное изъятие собственности у миллионов людей.
Во-вторых, историки Церкви отмечают, что практика общей собственности прекратилась уже при жизни Апостолов — после случая с Ананией и Сапфирой. Этот трагический эпизод стал для общины уроком: из-за возникших злоупотреблений и раздоров от идеи полного обобществления пришлось отказаться.
"Такую модель жизни не завещал Христос и не организовывали сами апостолы. Апостолы не желают заниматься этим проектом, у них есть дела поважнее. Чтобы вовсе не касаться вопросов социально-экономического устройства, апостолы придумывают дьяконов", - пишут на сайте телеканала "СПАС".
Бессмысленность социалистических преобразований Иисус Христос выразил словами: "Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».(Матф. 26, 11); «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Иоан. 18, 36).
Ответы на утверждения сталинистов
Разберём некоторые утверждения сталинистов, оставленные в комментариях на моём канале.
«Идеолог РПЦЗ Иван Ильин прямо защищал частную собственность, в то время как в Евангелии говорится: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное"», — написал один из сталинистов.
Такое противопоставление — некорректно. Частную собственность прямо защищает Декалог, то есть десять заповедей Моисея, одна из которых гласит: «Не укради». А коммунисты сделали убийства, насилие и грабёж основой своей государственной политики.
Как справедливо замечал философ Виктор Аксючиц в статье для «Православие.ru» (2003), между заповедями христианства и лозунгами коммунизма — полное нравственное противоречие:
- «Не укради» — против «Экспроприации экспроприаторов»,
- «Не убий» — против «Бей буржуев!»,
- «Молитесь за врагов ваших» — против «Если враг не сдаётся — его уничтожают».
Такая противоположность прослеживается во всех ключевых положениях.
Кроме того, учение коммунизма во многом зиждется на зависти — именно она становится моральной основой вражды к богатым. А десятая заповедь Декалога запрещает не только завистливые поступки, но даже мысли:
«Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».
Моисей как бы подчёркивает для самых непонятливых: никакие формы зависти не допустимы, даже если чужое имущество получено, по твоему мнению, несправедливо.
Что же тогда означает евангельская фраза: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное»?
Учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст поясняет: Христос здесь не осуждает само богатство, но порицает пристрастие к нему.
Сама по себе бедность — ещё не добродетель, и богатство — не порок. Всё зависит от того, чем наполнено сердце человека: жадностью и гордыней или щедростью и любовью.
"Удобнее, говорит, есть велбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие. А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: у человек сие невозможно, у Бога же вся возможна. Но отчего смущаются ученики, будучи бедны, и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что имели слишком сильную любовь ко всему человечеству, и уже принимая на себя должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. Эта-то мысль очень много и смущала их, так что они великую имели нужду в утешении. Потому Иисус, посмотревши сначала на них, сказал: невозможная у человек возможна суть у Бога" (Лк. XVIII, 27)", - писал Иоанн Златоуст.
Официальная позиция Церкви по поводу коммунизма
Католическая церковь неоднократно объявляла коммунистические взгляды несовместимыми с принадлежностью к христианству.
Лев XIII называл коммунизм «разрушительной чумой, которая, затронув костный мозг человеческого общества, может привести его к краху».
Православная Церковь в 1918 году предала анафеме большевиков, творивших кровавые расправы.
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые злодеяния. То, что вы творите, — не просто жестокость: это поистине сатанинское дело, за которое вы подлежите огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомков в жизни нынешней — земной.
Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым; анафематствуем вас, если только вы всё ещё носите имена христианские и хотя бы по рождению принадлежите к Православной Церкви.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой: не вступайте с этими извергами рода человеческого ни в какое общение», — из послания Святейшего Патриарха от 19 января 1918 года.
Часто подчёркивают неперсонифицированный характер этой анафемы, однако очевидно, что под неё подпадали коммунисты как организаторы массового террора.
Кроме того, все члены КПСС, обязавшиеся бороться с «религиозными предрассудками», автоматически подпадали под церковные анафемы, которые ежегодно провозглашались в храмах в Неделю Торжества Православия.
"Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема"
Итак, "православный коммунизм" - это шизофреническая ересь. Поэтому когда в 2015 году Гундяев обозначил большевистскую революцию словом "справедливость", а советское время - "солидарность", то вывел себя за рамки христианства.
Р.S.
УКАЗ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей
Всем Епархиальным Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей
19 декабря 1969 г./1 января 1970 г.
Имели суждение:
О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.
Постановили:
Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:
1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).
2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:
Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовы Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.
Хор поет трижды: анафема.
3. Возгласить Вечную Память:
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память,
Хор трижды: Вечная память.
и
4. Возгласить Многолетие:
Православному Епископству гонимыя Церкве Российския и господину нашему Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русския Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имярек Епархиального Архиерея), страждущей стране нашей Российстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в рассеянии сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие и спасение, на враги же победу и одоление и многая лета.
Хор трижды: Многая лета.
О чем с приложением текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейшего Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.
Председатель Архиерейского Синода:
Митрополит Филарет
Секретарь: Епископ Лавр.
9/22 января 1970 г.
Указ № 107.