Никогда не был ценителем жанра "спортивный фильм" (как и в узком смысле "спортивной драмы"), предпочитая реальные соревнования - главным образом международные - по ТВ-трансляциям. Как начал ещё с зимней олимпиады в Сараево в 1984 году и мирового чемпионата по футболу в Мексике в 1986-ом (без хоккея тоже никуда), так с тех пор старался не пропускать.Сейчас посложнее, но не о том речь.
Редкие любимцы конечно у меня есть - как советский "Вратарь" (1936) или гонконгский "Убойный футбол" (2001). Но это всё комедии, а из российских драм назову разве что обе части "Льда" (тут явно повлияла моя слабость к фигурному катанию), в то время как затянувшееся поветрие в плане биографических лент как "Путь наверх", "Легенда N17", "Чемпион мира" и т.п. полностью прошло мимо - не смотрел ни один и пока не собираюсь.
Может потому, что меня ещё с эпохи видеосалонов мало цепляли истории о преодолении, включая все эти американские спортбоевики, наподобие "Лучшие из лучший" (1989), где герой по умолчанию уступая сопернику по ходу действия, обязательно в итоге становился победителем.
Да что говорить, если даже из всей киносаги про Рокки со Сталлоне в главной роли я раньше видел только четвёртую часть (1985) со зрелищным, но клюквенным противостоянием советскому супертяжу Ивану Драго, которая стала известна наряду с "Рэмбо-2" среди дежурных примеров антисоветского кино и пропаганды культа жестокости и насилия. Отрывки из них, как помнится, я впервые лицезрел в 1986 году в публицистической телепередаче "Мир и молодёжь".
Между прочим, если за любительским трёхраундовым боксом я ещё иногда наблюдаю на летних олимпиадах, то всерьёз проникнуться профессиональным (позже, когда он проник на постсоветское ТВ), с его рекламной шумихой сродни реслингу, кучей федераций и непрозрачной системой отбора, так и не смог. По началу, в новинку всё было интересно, но не более того - как с боями без правил и т.п.
Немудренно, что когда в 2005-ом "Оскара" за лучший фильм года получила "Малышка на миллион", поставленная Клинтом Иствудом с собой в главной роли как тренера женщины-боксёра, не обошлось без её величества предвзятости. Смотреть его не собирался в принципе, что и соблюдал 18 лет, пока случайно не застал показ по одному из кабельных каналов. Почему бы и нет, как никак оскароносец, а перезнакомиться со всеми не то, чтобы цель, но для общего развития не помешает: тем более до этого в разное время видел уже почти тридцать штук - осталось каких-то 65. И сразу следом, для сравнения посмотрел первого "Рокки" (1976) - он тоже, оказывается, из триумфаторов.
Как выяснилось, они оба вполне смотрибельны, пусть даже и без само собой разумеющейся победы в финале. У боксёра Рокки они случились затем в сиквелах, так он и на широкую публику публику рассчитан: как никак всецело мелодраматичная история простого, но доброго малого из низов, сумевшего воспользоваться шансом и воплотить, благодаря трудолюбию и настойчивости, т.н. "американскую мечту". С определённой иронии над таковой. Плюс музыкальная тема Билла Конти, ставшая классикой. А вот на советский экран скорее всего путь картине был тогда заказан - недостаточно остросоциальной критики да к тому же кровищи через край. По мне ж настоящего конфликта не хватает.
Снятая через 28 лет "Малышка на миллион" намного жёстче! Тоже как бы история преодоления с подъёмом из бедности к вершинам профессионального спорта, но показанная более современным киноязыком. Особой глубины вроде бы и нет - всё достаточно на поверхности (не считая ряда авторских аллюзий), но подлинного драматизма без сомнения хватает. Как и вопросов без однозначных ответов. Сыграно опять же классно, не отнимешь. Каплями дёгтя для меня стали нарочитые моменты со злобной чемпионкой, поколечившей героиню и сохранившей пояс - это больше к лицу обычным боевикам. И противопоставление с бездушной семейкой отдаёт мелодраматизмом.
А ещё я убедился, что профессиональный бокс - как и родственные ему единоборства - слишком уж засисит зависит от хватки менеджеров, что и без того снижает мой спортивный интерес к нему.
Оба 4/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru