Найти тему
Просто Училка

"Мы вообще не понимаем, что он говорит!" О квалификации учителей в некоторых школах

– Мы его вообще не поняли! Он молодой, даже ничего такой, но как объяснять начал, мы в шоке были!

Позвонила одна бывшая ученица. Она какое-то время ко мне ходила, где-то годик, а потом поплыла самостоятельно. Пару лет просто общаемся по случаю, время от времени. ОГЭ она сдала самостоятельно и вполне прилично для перехода в десятый класс.

– Диана! Ну ты-то хоть не расстраивай меня!

– Ну я немного понимала, но не всё. Давайте опять заниматься!

У меня догадки сразу появились, почему ученики соседней поселковой школы (не моей любимой бедовой, другой) не понимают, что говорит молодой специалист.

– Спроси у учителя, можно ли записать его урок на диктофон. Скажи, что для лучшего усвоения.

На следующий день девочка снова позвонила.

– Он не только разрешил, но даже сказал, что пусть все так делают. Можно дома прослушать несколько раз и разобраться. Но это невозможно понять! Вот!

Из динамиков понеслась академическая подача алгебры. Идеально. Чётко по учебнику. С терминологией. Скорее всего, это выпускник педагогического или мат. вуза, которого по ошибке на наше счастье занесло в соседнюю школу.

Фото с сайта freepik.com
Фото с сайта freepik.com

Мне очень понравилось. Умничка! Считаю, что надо его всеми силами удержать. Но я знаю, что напугало школьников. Они действительно ни слова не понимают, потому что их так никто математике не учил. Почему?

  • Постоянные замены, потому что учителей нет.
  • Квалификация педагогов. Сейчас даже реклама в телевизоре обещает за короткий срок сделать почти из любого человека всемогущего учителя.
  • Махинации с кадрами. Вы начнёте писать, что невозможно взять человека, у которого нет какого-то там диплома... Дорогие критики! Мне лично директор школы предлагала (неоднократно) пойти работать в местную школу. Чтобы отбиться раз и на всегда, сказала, что у меня нет диплома, не помню я, где он. Потеряла.
"Это не проблема! Мы что-нибудь придумаем!"

Вы поймите, руководству школ приходится затыкать дыры в расписании. Вот они и выкручиваются. А уж кто захочет идти в маленькую поселковую школу, да хоть кто-нибудь! А с квалификацией "мы что-нибудь придумаем!"

Поэтому у меня сложилось впечатление, что "квалификация" в некоторых школах только на бумаге присутствует. А на деле либо педагога нет вообще, либо он не соответствует должности, либо квалифицированный учитель литературы с выражением читает о дискриминанте.

Так в соседней школе детей дотянули до девятого класса. Кто репетиторов нанимал, кто с ГДЗ списывал, кто учителей биологии, истории и географии пытался слушать, как они учебник читают.

От замен тоже многого ждать не стоит. Учительница русского языка (условно) не обязана разбираться в гиперболах. Не её специальность.

А математика – это, в первую очередь, язык! Свой, особый язык! Как иностранный!

Когда ко мне приводят ученика, я его постепенно в этот язык погружаю. Поначалу говорю на человеческом. Так сложнее гораздо, но чтобы было понимание упущенного материала, упрощать необходимо, иначе не поймёт меня ребёнок.

И только потом, когда вижу, что фундамент мы подлатали, постепенно перехожу на математический сленг, то есть, на язык учебников.

С Дианой у нас было мало времени, да и серьёзных задач семья девочки не ставила. Поэтому и понимание ушло.

А начинается всё вот с таких простеньких заданий, которые многие учителя пропускают. Они знают, что подобные домашние задания никто самостоятельно не сделает. Спишут:

Сумму чисел 2 и 5 умножить на разность чисел 6 и 1.

Именно пример (2 + 5) х (6 - 1) в четвёртом классе решат все, а как начинаются слова и много букв, тут лапки и опускаются. А ведь теории в учебниках очень много!

Да, таким засильем правил и терминов я сама могу быть иногда недовольна. Мне вообще кажется, что в начальной школе важна только практика. Пусть научатся читать, писать и считать, а потом уже и до теории рукой подать!

Но составители учебников так не думают. У них своя стратегия.

Отклонилась от темы. В нынешней школе профессиональный квалифицированный учитель – скорее редкость. Я не о дипломе. О совокупности данных. Квалифицированный учитель – человек, который хотел быть учителем, на основе своего желания получил соответствующее образование и ему присвоили квалификацию.

Вот как у меня. Но я репетитор. В школе уже работала. Ни-ни. Не гожусь для школы.

Кстати, можем в комментариях обсудить тонкую лингвистическую грань между "профессиональный" и "квалифицированный". Поясню. На сайте нашей бедовой школы видела термин "квалифицированный". Относилось к учителям. А по этим предметам стабильные троечки.

Просто за всеми этими научными понятиями смысл теряется. Профессионализм – опыт и умение. Квалификация – бюрократия и крючкотворство.

Нет, не злорадствую. Даже не начинайте. Пытаюсь разобраться.

***

Очень внимательно буду следить за молодым педагогом, ждать хороших результатов в учёбе и надеяться, что он пробудет со школьниками как можно дольше. Желаю ему правильной и своевременной квалификации, а профессионализм – дело наживное😏👍

Орг. минутка. Статья, которая не понравилась платформе из-за опасного географического названия, но может понравиться вам:

Сначала приятно удивили, а потом сильно напугали. Отчёт репетитора о месяце жизни в Крыму