Найти тему
LeColoboqueJournal

Звание и уровень мастерства

мастерство
мастерство

Ничего нельзя сказать про трудовой интерес начальника: он блуждающий, в меру понимания им своих полномочий. Аналогично ничего нельзя сказать про то, какой трудовой интерес у человека как носителя звания. Слова «профессор», «кандидат наук» или «полковник» ничего не говорят нам, кроме того, что у человека есть какой-то опыт в непонятно какой деятельности. То же самое у оргзвеньев, в которых больше одного человека: цех повышенной культуры производства, краснознамённый полк — это ничего не говорит о том, чем занимается цех, чем занимается полк, какие их роли. Нужно просто запомнить, что «народный артист» ничего не даёт к знанию того, идёт ли речь об исполнении роли Гамлета или Петрушки в совершенно разных спектаклях. Это какая-то общая характеристика исполнителя роли, но не самой роли.

А вот уровень мастерства/квалификация/компетентность исполнителя какой-то роли важна. Сегодня квалификация рассматривается не как набор каких-то отдельных знаний, навыков и умений, а как набор компетентностей, достаточных для игры в какой-то роли. Компетентность означает, что какие-то дела исполнитель роли с этой компетентностью, может успешно выполнить не только «на экзамене», но и в реальной жизни, в реальном проекте. Компетентность в какой-то практике/деятельности включает в себя не только знания-умения-и навыки, но и отношение к этой деятельности, принятие на себя профессиональной ролевой ответственности, самоопределение в роли.

По факту, традиционно использующиеся в российской и советской педагогике критерии знаний-умений-навыков/ЗУН не включают в себя навыков постановки задач в нетепличных условиях реальной жизни, а компетентность/мастерство включает в себя постановку задач в реальной жизни для их последующего решения — нахождение в жизни предметов интереса, умение удерживать роль среди мельтешения и обилия неважных для игры по роли деталей в жизни.

Грубо говоря, имеющий знания, умения и навыки (ЗУНы) для роли Принца Гамлета вполне сможет играть Принца Гамлета на репетициях, в тишине и без отвлекающих зрителей. Но имеющий мастерство/компетентность Принца Гамлета сможет сыграть Принца Гамлета где-нибудь в густой толпе посреди суматохи (обычные условия в проектах!), а когда нужно будет общаться с черепом Йорика, за неимением черепа приспособит к этому какую-нибудь картофелину, или хотя бы бумажку с нарисованным черепом — и изготовит этот «череп» себе сам, придумает, как это сделать. Но самое главное — имеющий мастерство достаточного уровня найдёт себе в толпе остальных участников пьесы и сумеет организовать с ними свои ролевые диалоги. Он умеет вписать свой труд в роли в труд всего играющего пьесу/ролевую игру коллектива. Это и есть «мастерство играть Принца Гамлета» у актёра, а не «знания, навыки и умения» для только отдельных реплик Принца Гамлета. Мастерство включает в себя некоторый прикладной интеллект, способность справиться с задачами в предметной области практики, с которыми ещё не встречался ни мастер, ни его учитель. Грубо говоря, если в пьесе возникнет ситуация, где потребуется дать реплику, которой не было в сценарии для роли, то мастер выдаст эту реплику.

Дальше можно вообще уходить от педагогического сленга (как старого со знаниями-умениями-навыками, так и нового «компетентностного») и говорить просто о мастерстве выполнения практики, мастерстве игры какой-то роли. Начальник, начавший (часто незаметно для себя) играть какую-то роль (например, инженера-архитектора, ибо он заметил, что эту роль никто не выполняет, а уже есть несколько групп разработчиков, работу которых нужно срочно наладить в части организации интерфейсов между автономными модулями создаваемой системы) может быть или мастером в этом деле, или хорошо обученным новичком, или вообще не разбираться в системной архитектуре. Важно понимать не только какую роль человек играет, но и на каком уровне мастерства он эту роль играет. Ибо если мастерства нет, то в проекте придётся найти того, кто таки сыграет эту роль качественно, иначе не будет успешного проекта.

Вопрос о ролях и подборе людей-исполнителей этих ролей — это два разных вопроса! Сначала нужно сказать, что «нам нужен метролог», а потом только подбирать людей на исполнение этой роли по их мастерству в выполнении практики этой роли. Так, мастерство/квалификация/компетентность Маши как метролога — нулевая, Петя никогда не выполнял работ по метрологии, но прошёл курс метрологии в институте пять лет назад (то есть у него есть небольшое ненулевое мастерство по метрологии), а вот Аристарх Никанорович защитил месяц назад докторскую диссертацию по метрологии — у него мастерство в метрологии выше, чем требуется для выполнения работы метролога в текущем проекте.

*Отрывок из курса “Системное мышление”

#мастерство

#интересное
#познавательное
#работа

#системное мышление