«Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян», - еще в прошлом веке едко подметил Валентин Гафт. Тогда же другой знаменитый острослов, режиссер Марк Захаров, продолжил эту тему: «Что случилось с Джигарханяном? Уже второй день его не видно по телевизору!»
И действительно у Армена Борисовича практически не бывало перерывов в съемках, он играл в нескольких театрах, записывал радиоспектакли, издал книгу мемуаров. Параллельно вел курс в театральном институте, а потом и вовсе - открыл и возглавил театр своего имени, где собрал своих лучших студентов. То есть был многолик, вездесущ и в отличие от некоторых сегодняшних «мегапопулярных» актеров, бесцветно кочующих из фильма в фильм, создавал ярчайшие, неповторяющиеся образы. Достаточно вспомнить его штабс-капитана Овечкина из «Неуловимых мстителей», Горбатого из «Место встречи изменить нельзя» или судью Кригса из «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Уже почти три года, как Армена Борисовича нет с нами. Как говорят в таких случаях, «таких актеров теперь не делают».
В день рождения Армена Джигарханяна (3 октября 1935 г.) предлагаю самые яркие фрагменты наших с ним интервью разных лет.
НЕ ВЗЯЛИ В ГИТИС ИЗ-ЗА АРМЯНСКОГО АКЦЕНТА
- Армен Борисович, все мы родом из детства. Какие самые яркие впечатления остались у вас из той поры?
- Самые сильные оставляли порой книги, хотя заядлым книгочеем я не был. «Лягушка-путешественница» - одна из первых потрясших меня историй. А что-то вроде первого серьезного поступка я совершил в 9 лет. Перед Новым, 1944 годом, мама начала хлопотать о празднике и хотела поставить елку. Но я сказал: «Не надо! Война идет…» И мы в тот год елку не ставили.
- День своего театрального дебюта помните?
- Очень хорошо! 24 января 1955 года в Ереванском русском театре имени Станиславского шел спектакль по пьесе Гусева «Иван Рыбаков», в котором мне досталась единственная фраза: «Товарищ капитан, вам телефонограмма». Все! На сцене, помню, стояла армейская палатка, меня «вооружили» шинелью, каской, автоматом... Надо сказать, эту роль я получил случайно. Мой дружок, учившийся в театральном институте курсом старше меня, уехал по делам в Москву и попросил его подменить. Потом был небольшой скандал, потому что я «не ту шинельку надел». Несмотря на это недоразумение, через три дня мне предложили работу в театре. Тогда существовало такое понятие «вспомогательный состав». Зарплата - 49 рублей. Вот так все и началось.
Между прочим, мало кто знает, что свою карьеру в кино я начинал с помощника оператора в хронике на «Арменфильме».
- ?!
- Был такой период - после того, как меня «прокатили» в ГИТИСе из-за сильного армянского акцента, и это тогда чуть не поставило крест на моей актерской карьере. Самое смешное, что от акцента я так и не избавился. Просто, когда стал много сниматься, завоевывать призы и уже кем-то стал, то его сочли за «оригинальную манеру».
А впервые я снялся в кино в 1960 году в картине «Обвал». Кстати, неплохой фильм получился!
«НЕ СНИМАЛСЯ РАДИ ДЕНЕГ»
- Это правда, что вы вошли в книгу рекордов Гиннеса, как самый снимающийся актер?
- Не знаю, не видел. Лучше деньгами. (Смеется.) Награды? Я имею редкий орден, очень красивый, с бриллиантом, который, как мне объяснили, приравнивается к Герою Армении. Он носит имя Месропа Маштоца, придумавшего армянский алфавит. Причем у меня орден за номером два. Первый - у покойного католикоса. А звания... Я всю жизнь хочу быть свободным от званий. Они плохо действуют на меня. Я начинаю «раздуваться».
- То есть?
- То есть я начинаю становиться не нормальным артистом, а народным. Этакий народный артистище СССР! Если такое произойдет, то лучше уже не идти на сцену. Поверьте, я не кокетничаю. Конечно, это приятная вещь - я не такой идиот, чтобы говорить: не давайте мне ордена. Я должен быть любимым за то, что я есть, а не за то, что я народный-шмародный.
Один большой человек, не буду называть его фамилию, рассказал мне, что, увидев в театре моего Сократа (речь о спектакле «Беседы с Сократом» по пьесе Э. Радзинского, - авт.), он окончил философский факультет и стал крупным философом. Вот это для меня «мое звание» и «мои награды». Значит, в какой-то организм я проник, «оплодотворился», так скажем.
- А деньги? Вы сказали «лучше деньгами»…
- Никогда не снимался ради денег - деньги не самоцель. Но когда я снимаюсь, это и творчество, и заработок. Если вы мне покажете магазин, где артистам все дают бесплатно, я с радостью откажусь от гонораров.
Когда я был совсем начинающим актером и жил в гостинице «Киевская», мне приходилось ездить на съемки до студии имени Горького, а это довольно приличное расстояние - полтора часа в метро. Приезжаю, и мне режиссер устраивает сильную головомойку: «Мне нужен в кадре свежий артист, а не человек, который полтора часа ехал муниципальным транспортом». Тогда я понял, как он прав. Я должен в кадре хорошо выглядеть, потому что снимают мое лицо. А чтобы хорошо выглядеть, я должен хорошо питаться. А для этого я должен заработать деньги.
АКТЕРОМ СТАЛ «ВДРУГ»
- Вы практически ничего не рассказываете о своей семье. Это принципиальная позиция?
- А что рассказывать? Как-то был я на встрече с одним актером, который на вопрос о семье ответил так: женат и счастлив. У меня нормальная семья. Один сын – не актер. В детстве его дразнили, что он - сын белогвардейца Овечкина из «Неуловимых». Так что с тех пор он, по-моему, решил обходить кино и студии стороной. Он - журналист, хорошо знает английский, иногда переводит пьесы, рассказы. Жена закончила несколько институтов, сейчас по контракту работает в Америке.
- Это правда, что свою супругу, Татьяну Сергеевну Власову, вы отбили - она к моменту знакомства была замужем?
- Не помню... (Хитро улыбается.) Мы познакомились в Армении, когда она приехала работать в Ереванский театр. Встречались «здрасьте, до свидания». Ничего душераздирающего типа «и когда я ее увидел, сразу понял - это судьба». Ничего подобного не было. И, я уверен, так вообще не бывает. Все это придумано. Один из самых важных компонентов в жизни человека – «вдруг», случай.
- В вашу жизнь часто вмешивался этот «вдруг»?
- Каждый день. Все встречи, романы, свадьбы - это «вдруг». Театр и кино - тоже. Я ведь в детстве даже в школьной самодеятельности не участвовал. Когда подрос, вечерники, шумные компании проходили мимо меня: видом не вышел, на гитаре не играл, на пианино тоже. Может, я был незаметным, может, просто некомпанейским. Но как-то все же стал актером. «Вдруг»!
- А женщины вам нравятся какие?
- Вы задаете очень сложный и коварный вопрос. Вы хотите рассорить меня со всеми женщинами?
РЕЖИССЕРЫ-«НАСИЛЬНИКИ» И КОМСОМОЛ
- Не секрет, что мир театра и кино - это нешуточная борьба за роли, изощренные интриги. Вам пришлось пройти через это?
- Никогда к этому не имел отношения. В этом плане я счастливый человек. Либо я хотел «эту роль» и ее получал, либо не хотел. Я не люблю пробы не потому, что боюсь, а потому, что должен знать, что роль действительно моя, тогда я буду участвовать. А когда говорят: «Завтра позвоним, скажем, ваша она или нет» - мне не нравится. Я очень самодостаточный!
- Насколько для вас важна личность режиссера? Некоторые считают, что хорошему актеру «Карабас-Барабас» ни к чему.
- Это большое заблуждение. Для рождения «ребенка» нужно минимум два человека - актер и режиссер. А хорошему артисту еще нужнее хороший режиссер. Извините за грубость, это онанизм - без режиссера.
- Сейчас у нас есть настоящие профессионалы?
- В моем представлении режиссер - это уникальнейшая профессия. Хороших - всегда было крайне мало. Помните, был такой Вольф Мессинг? В Ереване он выступал, мы с ним познакомились. Он брал человека за руки и с завязанными глазами на шестом чувстве приходил вместе с ним к цели - спрятанному в зале предмету. Вот для меня режиссерская профессия - близкая к этому.
Режиссер - это не тот, который кричит: «Говно ты собачье, а не актер!» А тот, который вот так ведет артиста по этому лабиринту. И приводит. Он должен все кишки вытащить. Это очень редкий дар. Я чаще встречал режиссеров - великих «насильников».
- Например.
- Ничего себе вопросы задает! (Смеется.) Например, Гордон Крэг... Они диктуют свою волю, гипнотизируют и, извините, для них, как в театре Образцова, - все марионетки. А вот тот, который... Это большая редкость. Столько качеств нужно - духовность, интеллигентность, голос... Он уговорит, увлечет за собой любого.
Простой пример. Я не был никогда комсомольцем. И вот почему. У нас в школе была пионервожатая, и у нее был прегундосейший голос. Она пришла к нам в восьмом классе и сразу заявила (изображает противный тембр): «Надо вступить в комсомол! Только добровольно». Я спросил: «Добровольно - это значит, можно не вступать?» «Можно». «Тогда меня не пишите». Серьезно – я отказался вступать в комсомол только из-за ее голоса. Если у режиссера такой голос, он никого не уговорит.
О ФЕНОМЕНЕ ФИЛЬМА «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»
- Насколько для успешности фильма важна команда – режиссер, актеры?
- Я же говорю: важно «вдруг» и только «вдруг». Думаю, даже участие знаменитого актера - это не самый лучший критерий оценки фильма. Например, «Место встречи изменить нельзя» я люблю не только из-за Володи Высоцкого. Фильм здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. Высоцкий - одно из звеньев этого фильма, один из команды.
И вообще… Я давно занимаюсь актерством и могу сказать, что один человек вытащить спектакль, картину не может. Должны звезды сойтись. Не актерские, а на небе. В данном же случае сошлось все: хорошая литература - братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная, - и произошло нечто. Я-то вообще считаю досужими разговоры около искусства: фильм, мол, г…но, а Иванов, Петров, Сидоров его вытащили. Так не бывает.
- Кстати, можете объяснить, почему, зная наизусть «Место встречи» и другие классные советские фильмы, мы до сих пор смотрим их, не отрываясь?
- Это так просто, что даже понятно мне. Мы же время от времени возвращаемся к своей прежней жизни, потому что огромный феномен восприятия искусства состоит в этом. Даже мне (позвольте не наказывать меня за нескромность) недавно один человек сказал: «Вы же наша молодость!» То есть я им напоминаю молодость. Вот и все. Или говорят: «Вы знаете, как вас любила моя покойная мама!»
- Просматриваете фильмы со своим участием?
- Никогда в жизни! Более мучительного нет ничего.
ЛЕНИН И КАМО
- На сцене или на съемках в трагикомические ситуации попадали?
- Совсем уж анекдотических случаев в моей карьере не было. Но я был свидетелем множества курьезов. Например, в одном армянском театре игралась пьеса о революционных событиях. Главными персонажами были Ленин и Камо, который тогда был национальным героем Армении. И в пьесе был эпизод: Камо приходит к Ленину, а тот поливает цветы. По замыслу режиссера, Камо должен был остановиться и долго-долго зачарованно наблюдать за гуманным вождем, который так просто и по-человечески ухаживает за цветами. И актеры начали это играть, а зрители, недовольные тем, что Ленин не видит Камо, стали кричать из зала: «Ленин! Камо пришел!» И так они это долго кричали, что у актера нервы не выдержали, он повернулся и сказал: «Я вижу, что он пришел, но я цветы поливаю - не видите?» «Вот ты поздоровайся, а потом поливай!» - сказали ему из зала. По-моему, очень смешно...
Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZP2yPcRQ-h8het10?referrer_clid=1400&.