В 1815 году Джейн Остин написала свой четвёртый роман и представила читателю новую, свежую героиню и сюжет, пестрящий иронией на каждом повороте.
Сейчас это произведение стало скорее "женским" - но в своё время им зачитывались и мужчины. Героиня - Эмма - обладает от природы гибким и любопытным умом, живёт в полнейшем достатке и от скуки занимается сватовством. Разумеется, при этом она совершенно не собирается выходить замуж и, как это часто бывает в беззаботные двадцать с хвостиком лет, абсолютно уверена в себе.
Словом, перед нами - не самая приятная из книжных героинь, которая, однако, при всём букете заблуждений умудряется перерасти саму себя - конечно же, благодаря ошибкам и тычкам, щедро отсыпанным жизнью.
Роман, хоть и пестрит диалогами и размышлениями, оказался живым и цепляющим. Наблюдать за тем, как самоуверенная девица становится просто уверенной в себе достойной молодой женщиной и учится на своих неудачах - занятие на любителя, но любителей нашлось немало - и произведение не единожды экранизировали.
Не единожды - это восемь раз. О ранних версиях написано множество статей, поэтому хочется поделить список надвое и остановиться на четвёрке наиболее красочных и интересных современному зрителю фильмов - а именно - тех, которые (будем честны) с интересом смотрел автор сей статьи.
1. 1996. Экранизация Дугласа Макграта.
В главных ролях - Гвинет Пэлтроу, Джереми Нортэм, Юэн Макгрегор. Фильм не считается эталонным, вольно опускает важные подробности, но выглядит достаточно симпатичным благодаря отличной игре актёров. Лёгкая, поучительная, приятная картина, за которой вполне можно скоротать время - и насладиться убедительно аутентичными пейзажами и интерьерами.
2. Фильм опять же 1996 года - в версии Диармайда Лоуренса.
Очень "правильная", британская версия фильма однозначно заслуживает внимания зрителя благодаря исполнительнице главной роли. Кейт Бекинсэйл, кажется, весьма ответственно отнеслась к своей задаче и показала Эмму именно такой, какой она изображена в книге - юной, порывистой, увлечённой, самоуверенной и немного ироничной.
3. Телесериал 2009 года. Режиссёр - Джим О'Хэнлон.
Сериал получился необычным. И всё дело в том, что Эмма здесь вышла совсем иной, совершенно не похожей на свою книжную героиню - тонкой, чуткой, мягкой, слегка заблуждающейся в своих взглядах молодой женщиной. Неспешный сюжет, красивые и при этом полные сдержанности диалоги, великолепные виды - всё это понравится спокойному зрителю - тому, кто любит неторопливые и меланхоличные фильмы.
4. Экранизация 2020 года, режиссёром которой стал Отем де Уайлд.
В главных ролях - Аня Тейлор-Джой и Билл Найи. Да, тот самый фильм, который сегодня либо активно ругают, либо безмерно осыпают похвалой. А всё потому, что он действительно получился нестандартным - едкой иронии в нём даже больше, чем у автора.
Игра актёров постоянно подвергается насмешкам - но, кажется, не все критики учитывают такое явление как "гротеск" (преувеличение) - художественный приём, призванный на контрастах показать характеры, нелепость поступков, высмеять и высветить чьи-то недостатки. Авторы картины прямолинейно и уверенно высмеивают характеры персонажей - и преуспевают в этом. Так что фильм скорее хорош, чем неудачен - но мнение это, разумеется, чисто субъективное.
В завершение статьи хочется привести несколько цитат из книги, чтобы поставить логичную точку со вкусом типичной авторской иронии.
- "Одной половине человечества всегда непонятно, почему что-то нравится другой."
- "Трудно быть ангелом при обожающей жене!"
- "Человек по своей природе настолько расположен к собратьям своим, находящимся в необычном положении, что молодое существо, которое собирается жениться или умирает, неизбежно становится предметом сочувственных разговоров."
- "Она желала ему здравствовать и процветать, но видеться с ним было сущее наказание; куда бы лучше было знать, что он благоденствует миль где-нибудь за двадцать."
- "О том, что она – не предел совершенства, Эмма догадывалась и прежде: помимо намеков мистера Найтли, на это ей указывала и собственная совесть."
Вопросы на засыпку:
А какая из экранизаций произведения знакома и нравится (или, может, совершенно не нравится) вам? Можно ли назвать хоть один фильм по роману эталонным?
Благодарю за интерес к статье.