Найти в Дзене

Современная жизнь и Айкидо

Айкидо не служит исправлению других, оно существует ради исправления вашего собственного разума (с) М.Уэсиба

Когда много лет занимаешься чем-либо, очень часто закрадывается мысль о том, что такая реакция, как удивление, определенным образом, и вполне закономерно, должна постепенно атрофироваться. Ведь на первый взгляд накапливается какой-то опыт, происходит общение со многими людьми, но нового вроде как должно становиться все меньше и меньше. Часто современным людям банально становится скучно. Ведь любой может сказать - а, это ерунда, я это уже видел много раз.... Но каждый раз, когда такие мысли получают очередное опровержение, я снова начинаю чувствовать себя прекрасно. Айкидо - это как раз то самое явление, которое позволяет удивляться снова и снова, но лишь в том случае, если человек открыт для понимания и восприятия. Когда способен слушать и слышать, находить в простых и заурядных вещах элементы новизны и через эту призму каждый раз смотреть на окружающий мир по-новому. Увы, это дано не каждому. Однако я рад, что знаю множество людей, до сих пор способных удивлять и удивляться самым простым, но от этого не менее сложным вещам. Любое живое существо можно при определенном терпении научить выполнять некие действия, однако будет ли например кошка или собака задумываться о том, каков смысл этого обучения? Они будут просто радоваться общению с человеком и в самом этом процессе, возможно, заключен достаточно глубокий смысл. Потому что умение удивляться, познавать окружающий мир и самого себя снова и снова с разных сторон, быть способным радоваться этому ... это черты именно человека разумного. И мало того - развивающегося. Многие люди часто забывают об этом, продолжая изо дня в день делать одни и те же вещи, ходить на работу, делать домашние дела, скатываться в рутину или даже приобретать черты депрессивного циника, порой даже с манией величия. Но суть по-моему заключается как раз не в материальном благополучии или психологическом комфорте. Конечно, обе эти вещи важны и именно поэтому люди склонны останавливаться в развитии и довольствоваться стабильностью, которую они имеют. "Лишь бы хуже не было" - вот основной посыл подобного рода "консерваторов" собственного разума. Сюда же можно отнести всевозможные фобии, внутренние запреты и прочие вещи, которые препятствуют раскрытию личности. Возвращаясь к теме айкидо, хочется сказать, что любое занятие БИ дает новые возможности исключительно тем, кому это действительно необходимо. Всем, кто к этому готов внутренне. Это праздник для тех, кто способен выйти за границы зоны личного комфорта, немного расшевелить свой устоявшийся порядок вещей. Но когда человек ощущает, что перестал видеть новое, когда ему кажется, что он достиг уровня, несовместимого с новизной и удивлением, этот человек теряет себя и становится серой посредственностью. Он по-прежнему ходит, говорит, пишет, продолжает поддерживать иллюзию собственного прогресса. Но такой человек для БИ уже мертв. Хотя сам этого порой не понимает.

Ханси Кёити Иноуэ: "Не думаю, что совершенствование по прошествии лет заключается в самих техниках. Могут меняться способы, которыми объясняются и отрабатываются одни и те же вещи, но суть от этого не меняется. Конечно, мы интенсивно изучаем техники. Это необходимо. Но ценность этого теряется, если отсутствует внутренний стержень. Прежде всего, совершенствование всегда происходит внутри людей. В этом смысле Айкидо не стоит на месте и развивается в каждом отдельном человеке. Все этапы развития в процессе обучения заложены исключительно в сердце, силе духа, уровне человечности, понимании общечеловеческих ценностей и стремлении развивать свои лучшие качества именно в этом направлении. Самое важное - это ментальное состояние человека, которое заключено в степени концентрации, умении слушать то, что говорит сэнсэй, ни в коем случае не приносить за собой каких-то своих мыслей или идей, о которых лучше сразу забыть. Они только будут вам мешать. Вместе с тем, всегда нужно быть самим собой, быть естественным. Не поймите меня неправильно - ведь я имею в виду самосознание на основе внутреннего состояния человека, того, каким он сам себя ощущает, каков его дух. Это и есть настоящее сюгё - культивировать себя изнутри. Ведь потом вам придется проецировать внутреннее состояние вовне, независимо от того, будет ли это выражено в техниках или в отношении к окружающим. Необходимо понимать, что изучая что-либо, вы должны, прежде всего, слушать своего учителя, не спорить с ним и выполнять всё, что он вам скажет. Прошу прощения за резкое сравнение, но если сэнсэй скажет, что надо есть навоз, вы не должны возмущаться "как же можно его есть? Он же воняет!", а брать и есть его (смеется). Необходимость и умение слушать - это сложно, но крайне важно на пути изучения Айкидо. Это одна из отправных точек, своего рода фундаментальная основа."