Найти тему
Вокруг шум. Пусть

Что делать, чтобы твою музыку пели все? Часть 1

Хотя в XXI веке, кажется, никого нельзя удивить, некоторые артисты помимо музыкального таланта, заражающего толпы слушателей, научились использовать изящные PR-ходы. Поэтому музыка в гармонии с грамотным маркетингом может создавать новые тренды. Главные веяния сейчас - это масштабность и эксклюзивность. Предлагаю посмотреть на то, какими инструментами пользуются современные селебрити, чтобы оставаться востребованными на музыкальном рынке.

По стопам Марины Абрамович

Ye, как он сам просит себя называть, хотя давно занял крепкую позицию в мировой музыкальной индустрии, не устает эпатировать фанатов и каждый год выдумывает что-нибудь эдакое для своих выступлений. Например, последний альбом Канье Веста "Donda", посвященный его погибшей матери, считается пиком его творчества из-за новой искренности, цельной концепции, и из-за того, что этот альбом - больше, чем просто музыка. Donda - это личная трансформация Канье из вспыльчивого и бойкого рэпера в добропорядочного сына, мужа, отца, это попытка воссоединения с семьей и с богом, которой он эксклюзивно поделился с миллионами слушателей.

Важным компонентом успеха альбома является единство его музыкальной формы, смысловой направленности и внешнего выражения. Потому что весь альбом и есть перформанс.

Артист сделал три презентации альбома, где воплотил свежие взгляды на то, каким должно быть искусство - многогранным, громким, неоднозначным. Презентации сопровождались своими перформансами. На первом концерте он бегал по пустому полю стадиона на глазах у десяти тысяч зрителей в красном костюме (отсылка к картине Луизы Буржуа «FEMME», посвящённой её погибшей матери - тема женской идентичности). На одной из презентаций музыкант возносится к куполу стадиона на тросах, что символизирует попытку воссоединиться с матерью в другом мире. В третьей презентации Канье выстроил копию своего дома на стадионе в Чикаго и сидел на крыльце в окружении двух «отменённых» артистов Мэрлина Мэнсона и DaBaby (отсылка к христианским эпизодам, ведь Христа распяли меж двух разбойников). В конце он горит в своём доме и выходит на встречу с женщиной в свадебном платье, которой оказывается Ким Кардашьян (бывшая жена).

Имитация дома Канье Веста на презентации альбома Donda посреди стадиона
Имитация дома Канье Веста на презентации альбома Donda посреди стадиона

Канье Вест на презентации альбома Donda в Атланте
Канье Вест на презентации альбома Donda в Атланте

Канье Вест "возносится" под купол стадиона
Канье Вест "возносится" под купол стадиона

Вот так, откровенно рассказывая о личном опыте, без слэмов и качающейся под бит толпы, без годового турне с новым материалом Канье Вест приковывает к себе внимание всего лишь за три концерта. Это как дать зрителю возможность подсмотреть за ним в дверной глазок. Захотели - успели. Не успели - извините.

Всегда мечтала петь в хоре

Есть такой музыкант, который решил на своих концертах не просто просить публику подпевать, а в буквальном смысле начал ей дирижировать, как хором. Джейкоб Кольер - это английский музыкант, известный своим мультиинструментализмом и умением создавать неповторимые гармонии. Судя по тому, что Джейкоба Кольера знают особенно искушенные любители музыки (потому что у него есть, что послушать), публика на концерте подобралась чуть ли не полупрофессиональная. И с одного концерта хоровое пение с фанатами перешло в традицию. Теперь люди в городах ждут, когда Кольер в режиме онлайн сможет сделать из разных голосов настоящую живую симфонию. Причем, хоровой "бэк-вокал" музыкант иногда использует как красивую заминку между треками, а иногда интегрирует в свои композиции.

Джейкоб Кольер
Джейкоб Кольер

Вот ссылка на видео на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=3KsF309XpJo

Но именно за эту фишку Кольера и знают.

Недавно такую же фишку попытались повторить всемирно известные Pentatonix. Концерты у них, конечно, не такие камерные, поэтому и эффект получается другой – массовый, «попсовый».

Например, вот ссылка на видео на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=17dkCpWNn9Y

До чего дошел VR

Это случилось в апреле 2020 года. В разгар коронавируса, когда вся планета массово переселилась в виртуальную вселенную, мистер Трэвис Скотт взял все в свои руки и устроил своеобразную демоверсию концерта в популярной онлайн-игре Fortnite. Для того времени это был эксклюзив.

Пока российские артисты организовывали онлайн-концерты на платформе ВК, Яндекс и других, транслируя живые или записанные выступления тысячам пользователей, Трэвис Скотт сам переродился в аватара, только был в тысячу раз больше, чем обычные пользователи (зрители). То есть в этом кейсе плата была за «живое» виртуальное присутствие в виде своего аватара на крутом событии. Это явно интереснее, чем просто смотреть запись на экране ноутбука.

Умело вставив продакт-плэйсмент в виде таких же огромных кроссовок Cactus Jack x Nikes из коллаборации Трэвис Скотт и Найк, рэпер (точнее, его аватар) исполнил 4 трэка общей длительностью в 9 минут. По ходу пьесы менялись и декорации, и световые эффекты. В общем, грандиозно и масштабно. И за это великолепие он заработал порядка 20 млн. долларов.

-5

-6

Концерт Трэвиса Скотта в Фортнайт
Концерт Трэвиса Скотта в Фортнайт

Ссылка на концерт на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=wYeFAlVC8qU

Кстати, раньше подобный эксперимент проводили Radiohead, когда в 2014 году выпустили бесплатное приложение для смартфонов «Polyfauna». В приложении используется трек с альбома «King of Limbs», который называется «Bloom». Таким образом они попытались визуализировать настроение своей музыки - «PolyFauna» возникла в ходе экспериментов c компьютерным оборудованием, а картинки были взяты из «воображения человеческого подсознания». Тоже интересное решение, прогрессивное для своего времени, позволяющее сопровождать музыку визуальным рядом. Так просто музыка и просто картинка превращаются во что-то большее.

Вот, как это выглядит: https://www.youtube.com/watch?v=DMWbzd0A0FE

Билли Миллиган

Популярное веяние нового времени – раздвоение, а то и растроение личности артиста. Если концепция новых треков никак не соотносится со старым амплуа, выход один – создавать новое, которое выстрелит и завирусится. Вот так и получается тройная известность у одного человека.

Так уже сделали, например, L’One, он же Леван Горозия, он же Marselle. Кстати, в 2023 году он анонсировал концерты, где прозвучат треки каждого из перечисленных.

Леван Горозия
Леван Горозия

Этим же занялся Эльдар Джарахов, автор и исполнитель трека всех выпускников «Я в моменте». Но, знаете, помимо Эльдара в нем живет еще и Ахрип со Злым Малым. Трек последнего «Деньги» сопровождал начало каждого выпуска нового сезона «Крысиных бегов» на канале КликКлак, в котором Эльдар также принял участие.

Ссылка на видео Эльдара на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=1SA0--8avmY

____________________________________________________________________________________

Вот так через оригинальный подход к делу и разрыв шаблонов создается новая узнаваемость. Вот так создаются фишки, за которые тебя знают все – через громкое заявление, через манифест, через вызов, через эксклюзив.

О каких еще интересных поворотах в музыкальной индустрии, создающих новую популярность, вы слышали? Я наверняка пропустила много всего) Буду рада узнать о них от вас, дорогие читатели.