10 сентября закончилась выставка "ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора".
Выставка, которая вызывает эмоциональную боль, ведь ты знаешь, как оборвалась жизнь этих детей. На табличках с их именами стоит одна дата смeрти – 17 июля 1918 года.
Как сказал Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа:
Всем известный трагический конец этой счастливой семьи делает каждую бытовую вещь эмоционально насыщенной, а всю выставку – страшным предзнаменованием.
Я не буду вам рассказывать о своем впечатлении от увиденного, я просто покажу фотографии, дам пояснения, покажу короткие ролики с этой выставки. Первая моя статья будет обзорной, потом напишу по каждой теме.
Выставка показывает период жизни детей Николая II с момента их рождения и до 1914 года. Это были годы их счастливого детства.
Первенец императорской семьи великая княжна Ольга родилась почти ровно через год после свадьбы Николая II и Александры Федоровны.
Как писал в своем дневнике Николай II:
Вечно памятный для меня день, в течение которого я много-много выстрадал!
Ещё в час ночи у милой Аликс начались боли, которые не давали ей спать. Весь день она пролежала в кровати в сильных мучениях — бедная!
Я не мог равнодушно смотреть на неё.
Около 2 ч. дорогая Мама приехала из Гатчины; втроем, с ней и Эллой, находились неотступно при Аликс.
В 9 час. ровно услышали детский писк и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой!
Когда все волнения прошли, и ужасы кончились, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся!
Слава Богу, Аликс перенесла рождение хорошо и чувствовала себя вечером бодрою.
Роды были тяжелые, как вспоминала сестра Николая II великая княгиня Ксения, девочку "буквально тащили щипцами".
Начинается выставка с распашонок и платьев для младенцев, рядом то самое платье, которое носила императрица Александра Федоровна в период беременности.
Все детские платьица у детей белые или очень светлого оттенка. Почему так? Ведь дети есть дети и такая одежда быстро пачкается. Оказывается, белая одежда это как элемент воспитания.
Ты в светлой одежде и ты будешь более внимательный к тому, как себя вести, будешь аккуратнее. Это качество таким образом закладывалось с раннего детства!
Здесь можно было увидеть батистовые платьица с прошивками на цветных шелковых чехлах, белые пикейные пальто с широкими отложными воротничками, широкополые шляпы из накрахмаленного батиста.
Пинетки и кофточки своим детям императрица вязала сама.
Дальше идут платья девочек, когда они стали постарше. Это повседневные платья и парадные.
Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия носили одинаковые платья и для того, чтобы понять кому какое платье принадлежит, портные или горничные наносили метки изнутри – у Ольги была вышита одна полоска, в Татьяны – две, у Марии – три и у младшей Анастасии – четыре. Иногда вышивали просто первую букву имени княжны.
В центре зала крестильный гарнитур цесаревича Алексея.
Платьице из серебристого глазета с кружевом. Покрывало под купельную чашу и подушка, на которой выносили маленького цесаревича во время церемонии сделаны из золотистого глазета.
глазет - парча с ткаными золотыми или серебряными узорами.
Далее идут придворные русские платья великих княжон из серебристого шелка.
А это детское придворное «русское» платье из шелкового брокара серебристого цвета с вытканным серебряным узором «одуванчики», декольтировано, обшито серебряной тесьмой. Принадлежали они великим княжнам Ольге и Татьяне.
Платья были сшиты к церемонии крещения их брата Алексея. Изготовили в мастерской Ольги Бульбенковой.
Почти все платья девочкам шились в мастерской Бризака в Петербурге. Стиль создан женой модельера, с которой императрица Александра Федоровна всегда советовалась, прежде чем выбрать тот или иной фасон платьев для дочерей.
Особое место на выставке занимают игрушки детей.
Читала, что император никогда не покупал дочерям готовых кукол, он привозил им кукольные заготовки – ручки, головка, чтобы девочки сами вместе с матерью создавали игрушки, шили и вязали им наряды.
С помощью кукол малышки постигали светский этикет, во время игры!
Но были и подарки от родственников, высокопоставленных гостей или самих производителей кукол, ведь это отличный рекламный ход!
4-го июня. Четверг [1909]. Идеальный жаркий день. С утра начали готовится к прибытию Вильгельма…
В час был завтрак у нас. Он привез щедрые подарки детям. Посидели на ют разговаривая до 5 ч. Выпив у нас чаю, о отбыл»
Дневники императора Николая II.
На кукле платье из белого батиста с прошивками из кружева валансьен и английской глади, на плечах шелковые кремовые банты, на белом шелковом чехле. На ногах белые трикотажные носочки и туфли из коричневой кожи. Поступила из Александровского дворца в Царском Селе.
Но меня больше всего поразили дневники, письма, рабочие тетради великих княжон и цесаревича!
Читая письма детей родителям понимаешь, сколько любви было в этой семье, а рассматривая рабочие тетради, рисунки видишь характер малышей!
Можно сказать, что Ольга и Татьяна были прилежными и аккуратными, впрочем, как и положено старшим детям в семье, а вот младшие – Мария и Анастасия не показывали особых успехов в учебе – достаточно посмотреть на почерк Марии!
Но зато Мария очень любила рисовать и делала успехи, а неугомонная Анастасия, доводившая порой родителей своими проказами, была великолепной актрисой в домашних постановках!
Это краткий рассказ о выставке, в ближайшие дни я расскажу о каждом экспонате (почти каждом) в отдельной статье.
Закончить же хочу опять словами Михаила Пиотровского:
Это часть нашей истории, которую всем нужно помнить.
Этих детей, эту замечательную семью, которая попала в жернова истории - может, как раз потому, что она была такой хорошей.
Музеи существуют для того, чтобы хранить память, а память - это самое главное, что у нас есть.
.