Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

"Мой золотой и хороший Папа Душка!". Личные вещи, игрушки и письма детей Николая II

10 сентября закончилась выставка "ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора".

Выставка, которая вызывает эмоциональную боль, ведь ты знаешь, как оборвалась жизнь этих детей. На табличках с их именами стоит одна дата смeрти – 17 июля 1918 года.

Как сказал Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа:

Всем известный трагический конец этой счастливой семьи делает каждую бытовую вещь эмоционально насыщенной, а всю выставку – страшным предзнаменованием.

Я не буду вам рассказывать о своем впечатлении от увиденного, я просто покажу фотографии, дам пояснения, покажу короткие ролики с этой выставки. Первая моя статья будет обзорной, потом напишу по каждой теме.

Выставка показывает период жизни детей Николая II с момента их рождения и до 1914 года. Это были годы их счастливого детства.

Первенец императорской семьи великая княжна Ольга родилась почти ровно через год после свадьбы Николая II и Александры Федоровны.

Императрица Александра Федоровна с Ольгой и Татьяной
Императрица Александра Федоровна с Ольгой и Татьяной
великие княжны Ольга и Татьяна
великие княжны Ольга и Татьяна

Как писал в своем дневнике Николай II:

Вечно памятный для меня день, в течение которого я много-много выстрадал!
Ещё в час ночи у милой Аликс начались боли, которые не давали ей спать. Весь день она пролежала в кровати в сильных мучениях — бедная!
Я не мог равнодушно смотреть на неё.
Около 2 ч. дорогая Мама приехала из Гатчины; втроем, с ней и Эллой, находились неотступно при Аликс.
В 9 час. ровно услышали детский писк и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой!
Когда все волнения прошли, и ужасы кончились, началось просто блаженное состояние при сознании о случившемся!
Слава Богу, Аликс перенесла рождение хорошо и чувствовала себя вечером бодрою.

Роды были тяжелые, как вспоминала сестра Николая II великая княгиня Ксения, девочку "буквально тащили щипцами".

Начинается выставка с распашонок и платьев для младенцев, рядом то самое платье, которое носила императрица Александра Федоровна в период беременности.

Платье (слева, розовое) принадлежало императрице Александре Федоровне (из гардеробной императрицы в Зимнем дворце)
Платье (слева, розовое) принадлежало императрице Александре Федоровне (из гардеробной императрицы в Зимнем дворце)
-4

Все детские платьица у детей белые или очень светлого оттенка. Почему так? Ведь дети есть дети и такая одежда быстро пачкается. Оказывается, белая одежда это как элемент воспитания.

Ты в светлой одежде и ты будешь более внимательный к тому, как себя вести, будешь аккуратнее. Это качество таким образом закладывалось с раннего детства!

-5

Здесь можно было увидеть батистовые платьица с прошивками на цветных шелковых чехлах, белые пикейные пальто с широкими отложными воротничками, широкополые шляпы из накрахмаленного батиста.

-6

Пинетки и кофточки своим детям императрица вязала сама.

-7
-8

Дальше идут платья девочек, когда они стали постарше. Это повседневные платья и парадные.

Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия носили одинаковые платья и для того, чтобы понять кому какое платье принадлежит, портные или горничные наносили метки изнутри – у Ольги была вышита одна полоска, в Татьяны – две, у Марии – три и у младшей Анастасии – четыре. Иногда вышивали просто первую букву имени княжны.

В центре зала крестильный гарнитур цесаревича Алексея.

-9

Платьице из серебристого глазета с кружевом. Покрывало под купельную чашу и подушка, на которой выносили маленького цесаревича во время церемонии сделаны из золотистого глазета.

глазет - парча с ткаными золотыми или серебряными узорами.

Далее идут придворные русские платья великих княжон из серебристого шелка.

-10
Великие княжны Ольга и Татьяна
Великие княжны Ольга и Татьяна

А это детское придворное «русское» платье из шелкового брокара серебристого цвета с вытканным серебряным узором «одуванчики», декольтировано, обшито серебряной тесьмой. Принадлежали они великим княжнам Ольге и Татьяне.

Платья были сшиты к церемонии крещения их брата Алексея. Изготовили в мастерской Ольги Бульбенковой.

-12
Великая княжна Татьяна
Великая княжна Татьяна
Великие княжны Ольга (слева) и Татьяна в «русских» костюмах с лентой и звездой ордена Святой Екатерины. Неизвестный фотограф. 1913 г.
Великие княжны Ольга (слева) и Татьяна в «русских» костюмах с лентой и звездой ордена Святой Екатерины. Неизвестный фотограф. 1913 г.

Почти все платья девочкам шились в мастерской Бризака в Петербурге. Стиль создан женой модельера, с которой императрица Александра Федоровна всегда советовалась, прежде чем выбрать тот или иной фасон платьев для дочерей.

Особое место на выставке занимают игрушки детей.

-15
-16

Читала, что император никогда не покупал дочерям готовых кукол, он привозил им кукольные заготовки – ручки, головка, чтобы девочки сами вместе с матерью создавали игрушки, шили и вязали им наряды.

С помощью кукол малышки постигали светский этикет, во время игры!

Но были и подарки от родственников, высокопоставленных гостей или самих производителей кукол, ведь это отличный рекламный ход!

Германский император Вильгельм II с цесаревичем Алексеем на руках, великая княжна Ольга с куклой, императрица Александра Фёдоровна и император Николай II (в верхнем ряду слева на право), великие княжны Татьяна, Анастасия и Мария с куклами, подаренными Вильгельмом (в нижнем ряду слева направо). Неизвестный фотограф. 1909 год.
Германский император Вильгельм II с цесаревичем Алексеем на руках, великая княжна Ольга с куклой, императрица Александра Фёдоровна и император Николай II (в верхнем ряду слева на право), великие княжны Татьяна, Анастасия и Мария с куклами, подаренными Вильгельмом (в нижнем ряду слева направо). Неизвестный фотограф. 1909 год.
4-го июня. Четверг [1909]. Идеальный жаркий день. С утра начали готовится к прибытию Вильгельма…
В час был завтрак у нас. Он привез щедрые подарки детям. Посидели на ют разговаривая до 5 ч. Выпив у нас чаю, о отбыл»
Дневники императора Николая II.
Кукла фарфоровая со светлыми волосами. Франция. Голова фарфоровая фабрика «Simon&Halbig», Грэфенхайн, Германия. 1900-е гг. Фарфор, мистика, стекло, волосы; шелк, батист, кружево, ленты.
Кукла фарфоровая со светлыми волосами. Франция. Голова фарфоровая фабрика «Simon&Halbig», Грэфенхайн, Германия. 1900-е гг. Фарфор, мистика, стекло, волосы; шелк, батист, кружево, ленты.

На кукле платье из белого батиста с прошивками из кружева валансьен и английской глади, на плечах шелковые кремовые банты, на белом шелковом чехле. На ногах белые трикотажные носочки и туфли из коричневой кожи. Поступила из Александровского дворца в Царском Селе.

Но меня больше всего поразили дневники, письма, рабочие тетради великих княжон и цесаревича!

Читая письма детей родителям понимаешь, сколько любви было в этой семье, а рассматривая рабочие тетради, рисунки видишь характер малышей!

-19
-20

Можно сказать, что Ольга и Татьяна были прилежными и аккуратными, впрочем, как и положено старшим детям в семье, а вот младшие – Мария и Анастасия не показывали особых успехов в учебе – достаточно посмотреть на почерк Марии!

Но зато Мария очень любила рисовать и делала успехи, а неугомонная Анастасия, доводившая порой родителей своими проказами, была великолепной актрисой в домашних постановках!

Это краткий рассказ о выставке, в ближайшие дни я расскажу о каждом экспонате (почти каждом) в отдельной статье.

Закончить же хочу опять словами Михаила Пиотровского:

Это часть нашей истории, которую всем нужно помнить.
Этих детей, эту замечательную семью, которая попала в жернова истории - может, как раз потому, что она была такой хорошей.
Музеи существуют для того, чтобы хранить память, а память - это самое главное, что у нас есть.
Зал выставки
Зал выставки

.