Надеюсь моим читателям, в силу их возраста, не нужно напоминать кто такой Роман Кармен). Если в двух словах, то он кинодокументалист N1 Советского Союза. Не побоюсь этих громких слов.
Ему на пару с Дзигой Вертовым принадлежит идея использования в документальном кино крупные планы лиц.
Кармен снимал лица везде и повсюду. Затем монтировал их в свои фильмы. Он буквально смаковал естественные эмоции людей в моменты когда они не видят кинокамеру документалиста. ( Это, конечно, не все открытия и достоинства Р. Кармена).
И вот Куба. 1960 год. Съёмки очередного фильма. Кармен верен себе и на улицах Гаваны его камера выхватывает интересные типажи. Просто так, без связи со сценарием. Наступает момент съёмки эпизода "Памяти Хосе Марти". Хосе - кубинский революционер 19 века. В день его гибели кубинцы , чтя его память , на набережной бросают в океанские волны букеты и венки из цветов. Букетов тысячи, церемония впечатляет. Стоп. Снято. Далее идет монтажный стол, на котором Роман Кармен собирает свой фильм. И думается ему, что в снятых кадрах мало крупных планов. Он берет коробку с загашником наснятых лиц и вставляет из нее лица детей, старух, суровые взгляды мужчин и одухотворенные женщин. Выстраивается целая "сюита" из лиц, которые не учавствовали в той церемонии! Вы понимаете?
Но это не единственный пример. Вот еще. Каспий. Героический труд нефтяников. К моменту съёмок фильма там добывали нефть уже десятки лет. А Роману Кармену хотелось показать труд первопроходцев. Для этого он нарядил тех же людей, что высаживались тогда впервые, выдал им в руки те же инструменты и отправил на те же крохотные скалистые острова. Рабочие прониклись теми же чувствами и Кармен снял крупные планы одухотворенных лиц. Ну, конечно не только крупные, главное что не попали в кадр буровые вышки и километровые эстакады!
Когда нужно было снять, типа, "документальные" кадры "шторм на Каспии", то кораблями привозили авиамоторы-"ветродуи", пожарные шланги и насосы. Так и сняли шторм. Кого-то, правда, засосало в один "ветродуй", но, ничего, отмыли, продолжили. На дворе стоял 1953, фильм назывался "Повесть о нефтяниках Каспия". Руководство советского Азербайджана было в восторге!
Кстати, этот прием с переодеванием бывших участников событий, Кармен впервые использовал в 1942 на сьемках документального фильма "Ленинград в борьбе". Он собрал выживших ополченцев 1941 года. В одном из бараков посадил в один длинный ряд. Параллельно положил рельсы и начал репетировать проезд тележки с камерой. Сняли заполночь. Кадр получился длинный и, как говорил своим студентам Кармен -"то сама смерть глядела на нас с экрана! ". Вот так отрепетировали с участниками событий!
Вы оцените нравственную сторону этого поступка. Собрать уцелевших, до изнеможения репетировать, чтобы "смерть в глазах" и все ради того, чтобы выдать за документ 1941-ого года!
Но это еще "цветочки". Роман Кармен с передовыми частями Красной армии ворвался в освобожденный подмосковный Волоколамск. На центральной площади застали жуткую картину - повешенных коммунистов и комсомольцев. Кармен попросил не вынимать из петель жертв нацистов пока он не снимет все на камеру и с разных сторон. Более того, ждали еще несколько часов пока привезут специальную "синхронную" камеру. Ходили слухи, что в дальнейшем, ближе к концу войны, если Кармену попадались виселицы, но казненных уже вытащили из петель, то по распоряжению режиссера их вешали обратно. Все для правды съёмки.
Говорят такой натурализм он оттачивал в Мадриде, снимая детей погибших после бомбёжки франкистами.
Не хочу заканчивать так мрачно. Поэтому.... после войны, в 60-ые, Кармен снимал военную "хронику". Для этого Министерство обороны подогнало на полигон технику времен Второй мировой, солдаты были облачены в форму Красной армии и Вермахта. Сняли три эпизода. В окончательный вариант карменовской "Великой отечественной" - 1965 года ( не путать с "Великой отечественной"-78), вошел только один - снятый с тыла нашей батареи, где "раненый" солдат хватает из ящика снаряд, заряжает ,стреляет. Роман Кармен замешал этот эпизод в реальную хронику войны.
Отличить его не могли даже студенты-практиканты участвующие в той съёмке. Фрагмент длился секунд 5. Спасибо им за то, что оставили воспоминания. Я о Валерие Хоменко (1936-2016) и Пээт Вяйнастуу ( 1937-2011), а так же журналу "Киноведческие записки" за публикацию.
Не стоит думать, что автор этой статьей хочет опорочить Романа Кармена. Отнюдь. Автор только приоткрывает дверь на кухню кинопроизводства - как на самом деле снимается кино. Думаю и до Кармена документалисты использовали эти методы, просто о них мы ничего не знаем. Пока...А высокие правительственные и международные награды Романа Кармена говорят сами за себя.
Как всегда жду ваших мнений читатели. Допустимо ли разбавлять документальное кино постановочными кадрами? Что скажете?
Статьи по теме: