Найти тему
Интересные истории

Как Роман Кармен фальсифицировал историческую хронику

Надеюсь моим читателям, в силу их возраста, не нужно напоминать кто такой Роман Кармен). Если в двух словах, то он кинодокументалист N1 Советского Союза. Не побоюсь этих громких слов.

Ему на пару с Дзигой Вертовым принадлежит идея использования в документальном кино крупные планы лиц.

Кармен снимал лица везде и повсюду. Затем монтировал их в свои фильмы. Он буквально смаковал естественные эмоции людей в моменты когда они не видят кинокамеру документалиста. ( Это, конечно, не все открытия и достоинства Р. Кармена).

Роман Кармен
Роман Кармен

И вот Куба. 1960 год. Съёмки очередного фильма. Кармен верен себе и на улицах Гаваны его камера выхватывает интересные типажи. Просто так, без связи со сценарием. Наступает момент съёмки эпизода "Памяти Хосе Марти". Хосе - кубинский революционер 19 века. В день его гибели кубинцы , чтя его память , на набережной бросают в океанские волны букеты и венки из цветов. Букетов тысячи, церемония впечатляет. Стоп. Снято. Далее идет монтажный стол, на котором Роман Кармен собирает свой фильм. И думается ему, что в снятых кадрах мало крупных планов. Он берет коробку с загашником наснятых лиц и вставляет из нее лица детей, старух, суровые взгляды мужчин и одухотворенные женщин. Выстраивается целая "сюита" из лиц, которые не учавствовали в той церемонии! Вы понимаете?

Фидель Кастро и Роман Кармен
Фидель Кастро и Роман Кармен

Но это не единственный пример. Вот еще. Каспий. Героический труд нефтяников. К моменту съёмок фильма там добывали нефть уже десятки лет. А Роману Кармену хотелось показать труд первопроходцев. Для этого он нарядил тех же людей, что высаживались тогда впервые, выдал им в руки те же инструменты и отправил на те же крохотные скалистые острова. Рабочие прониклись теми же чувствами и Кармен снял крупные планы одухотворенных лиц. Ну, конечно не только крупные, главное что не попали в кадр буровые вышки и километровые эстакады!

Роман Кармен на Каспии
Роман Кармен на Каспии

Когда нужно было снять, типа, "документальные" кадры "шторм на Каспии", то кораблями привозили авиамоторы-"ветродуи", пожарные шланги и насосы. Так и сняли шторм. Кого-то, правда, засосало в один "ветродуй", но, ничего, отмыли, продолжили. На дворе стоял 1953, фильм назывался "Повесть о нефтяниках Каспия". Руководство советского Азербайджана было в восторге!

Кстати, этот прием с переодеванием бывших участников событий, Кармен впервые использовал в 1942 на сьемках документального фильма "Ленинград в борьбе". Он собрал выживших ополченцев 1941 года. В одном из бараков посадил в один длинный ряд. Параллельно положил рельсы и начал репетировать проезд тележки с камерой. Сняли заполночь. Кадр получился длинный и, как говорил своим студентам Кармен -"то сама смерть глядела на нас с экрана! ". Вот так отрепетировали с участниками событий!

Роман Кармен в блокадном Ленинграде 1942-43
Роман Кармен в блокадном Ленинграде 1942-43

Вы оцените нравственную сторону этого поступка. Собрать уцелевших, до изнеможения репетировать, чтобы "смерть в глазах" и все ради того, чтобы выдать за документ 1941-ого года!

Но это еще "цветочки". Роман Кармен с передовыми частями Красной армии ворвался в освобожденный подмосковный Волоколамск. На центральной площади застали жуткую картину - повешенных коммунистов и комсомольцев. Кармен попросил не вынимать из петель жертв нацистов пока он не снимет все на камеру и с разных сторон. Более того, ждали еще несколько часов пока привезут специальную "синхронную" камеру. Ходили слухи, что в дальнейшем, ближе к концу войны, если Кармену попадались виселицы, но казненных уже вытащили из петель, то по распоряжению режиссера их вешали обратно. Все для правды съёмки.

Роман Кармен на фронте
Роман Кармен на фронте

Говорят такой натурализм он оттачивал в Мадриде, снимая детей погибших после бомбёжки франкистами.

Не хочу заканчивать так мрачно. Поэтому.... после войны, в 60-ые, Кармен снимал военную "хронику". Для этого Министерство обороны подогнало на полигон технику времен Второй мировой, солдаты были облачены в форму Красной армии и Вермахта. Сняли три эпизода. В окончательный вариант карменовской "Великой отечественной" - 1965 года ( не путать с "Великой отечественной"-78), вошел только один - снятый с тыла нашей батареи, где "раненый" солдат хватает из ящика снаряд, заряжает ,стреляет. Роман Кармен замешал этот эпизод в реальную хронику войны.

Ученики Романа Кармена: Валерий Хоменко и Пээт Вяйнастуу
Ученики Романа Кармена: Валерий Хоменко и Пээт Вяйнастуу

Отличить его не могли даже студенты-практиканты участвующие в той съёмке. Фрагмент длился секунд 5. Спасибо им за то, что оставили воспоминания. Я о Валерие Хоменко (1936-2016) и Пээт Вяйнастуу ( 1937-2011), а так же журналу "Киноведческие записки" за публикацию.

Не стоит думать, что автор этой статьей хочет опорочить Романа Кармена. Отнюдь. Автор только приоткрывает дверь на кухню кинопроизводства - как на самом деле снимается кино. Думаю и до Кармена документалисты использовали эти методы, просто о них мы ничего не знаем. Пока...А высокие правительственные и международные награды Романа Кармена говорят сами за себя.

Как всегда жду ваших мнений читатели. Допустимо ли разбавлять документальное кино постановочными кадрами? Что скажете?

Статьи по теме: