Наша знаменитая Миллионка удивительным образом мало изменилась и прогуливаясь по ней можно легко представить и шустрого воришку, и короля Миллионки и даже услышать разноязычный говор.
Точные границы Миллионки помнят лишь старожилы, а туристы могут легко пройти мимо и не оценить старинных домов, лестниц и разных мудрёных проходов. Миллионка несколько раз горела, но возрождалась вновь. Иногда мне кажется, что она продолжает жить своей жизнью и снисходительно разрешает нам на себя посмотреть.
Наверное, чисто внешне Миллионка не очень привлекательна, но она для Владивостока она уникальна и неповторима. Я могу бродить в лабиринтах этих улочек часами и всегда находить что-то новое.
Откуда же взялась Миллионка, спросите вы? Когда город только образовался, местные китайцы, манзы, облюбовали для жизни Семёновский покос, сейчас здесь Спортивная набережная. Так у нас возник свой собственный «чайна-таун». В тех далёких годах он состоял из фанз, сиротливо лепившихся к друг другу. В таких фанзах крыша делается из сена, а очаг находится внутри – именно это сочетание приводило к пожарам, которые порой уничтожали все эти поселения, но «город в городе» не сдавался и возрождался вновь и вновь.
Мне кажется, что эти пожары не особо и тушили, так как городские власти с завидным упорством пытались выселить китайцев с этого места. Однако, чиновникам это не удалось, манзы остались там же, но селились теперь в домах, принадлежащим разным владельцам
Вот так и возникла Миллионка. Что касается названия этого местечка, то по одной версии название возникло от целого «миллиона» китайцев, которые здесь проживали, хотя и кроме китайцев здесь хватало народу. С постройкой многоэтажных домов, многие из которых сохранились до сих пор, в быту их обитателей мало что переменилось…
В то время Миллионка была настоящим злачным дном города и неизменно привлекала обычных жителей города. Несметное количество лавчонок, где можно купить всё, хитросплетения дворов и закоулков, где ничего не стоило потерять не только кошелёк, но и голову, опиумные курильни, китайский театр и публичные дома. Контрабандисты, воры, мелкие торговцы – уму непостижимая скученность, разноязыкий говор и далёкие от морали нравы.
Туда за развлечениями захаживали русские и иностранные моряки, любопытные обыватели, нижние армейские чины и даже офицеры.
Существует даже легенда о моряке, которого убили и ограбили где-то в подворотнях Миллионки, мол, по ночам можно увидеть его призрак, который до сих пор ищет своих обидчиков.
Очень привлекали обывателей и низкие цены – то, что товар окажется подделкой никого не смущало. Выглядела, конечно, Миллионка весьма колоритно и страшновато: разномастные кирпичные здания с подвесными галереями стояли вплотную. Интересно и то, что проходные дворы и подземные ходы давали возможность войти в одном месте и выйти совершенно в другом. Вообще, в Миллионке можно было жить обособленно, не выходя в город довольно подолгу.
Всё, что нужно для жизни, находилось в самой Миллионке в изрядном количестве: трактиры, лавочки, бани, парикмахерские, прачечные, портные спекулянты, даже театр свой был. Многие годы Миллионка жила своей особенной, скрытой от посторонних глаз жизнью.
Для хунхузов, китайских бандитов, нескончаемы лабиринты Миллионки были идеальным убежищем и, одновременно, местом сбыта награбленных сокровищ. Говорят, что золото китайских разбойников всё ещё прячется где-то в трущобах Миллионки…
С уважением, Мара.