В нашем прошлом, одним из самых ужасных преступлений считалась "несытая корысть алчности", т.е. взяточничество, ростовщичество, захват чужого имущества и всякие аферы, которые приводили к накоплению непомерных состояний.
Петр Первый, борясь с излишествами, конфисковывал дорогие наряды своих подданных и обязывал накладывать государственные клейма на драгоценности, шубы и парчовую одежду.
Дочь его, Елизавета Петровна также ограничивала баловство в одежде, лишь иногда снимая запреты на время праздников. После завершения торжеств ограничения возобновлялись.
Пётр Первый ввёл ценз на приобретение домостроений. В 1714 году был опубликован указ, который требовал обязательного трудового стажа для покупки недвижимости: 7 лет для дворян на военной службе, 10 лет для гражданской службы и 15 лет для купцов. Приобретение крупной собственности было разрешено только тем, кто имел чистые документы и достойно служил России.
Анна Иоанновна запретила чиновникам владеть домами в местностях, где они занимали государственные должности, а Николай I разрешал купцам иметь личные дома только при наличии чина 8 класса, что указывало на их заслуги перед государством.
Император Николай I был известен своей нетерпимость к воровству.
Он утвердил ряд мер, направленных на усиление контроля и наказания за преступления. Введение специальных комиссий для борьбы с коррупцией было одной из таких мер.
«В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд»
Василий Ключевский
Дела о коррупции при Николае I стали обычным явлением. Например, в 1853 году под судом находилось 2540 казнокрадов.
Анекдоты во все времена были сатирой на правительство и распространяли в народе мнения о проблемах общества.
Вот одна из таких шуток времен Николая I "о воровстве в государстве"
«На допрос привели человека по подозрению в краже.
— Где вы украли?
— В государственном магазине.
— А что?
— Деньги.
— Сколько?
— Два рубля.
— Почему два?
— Один — на покупку товара, а другой — на оплату очереди.»
Этот анекдот отражает и проблему лихоимства, и недовольство народа долгими очередями при неэффективной работе государственных учреждений.