Найти тему

Снова паровозы

Мне очень хочется надеяться, что Вы помните публикацию о Павле Константиновиче Чилине. Но вдруг нет. А тогда напомню. Живёт этот удивительный человек в посёлке Ульяновка Тосненского района Ленинградской области. Почему удивительный? Да просто не встречались смне раньше люди, которые не с целью заработка, а исключительно для души построили бы у себя на участке депо, паровоз, пароход и другое. Ещё при первой встрече Павел Константинович признался:

- В детстве, приехав в Литву, увидел узкоколейку и влюбился в неё.

А зарабатывает Павел Константинович Чилин своими руками делая самые разные музыкальные инструменты, но главный его конёк - домашние органы.

Побывав в Ульяновке зимой, я не многое смогла рассмотреть. Уж очень было холодно и снежно. Но проникнуться огромным уважением к этому необычному человеку мне, конечно, ничто не помешало.

И вот мы снова здесь.

- Здравствуйте, Павел Константинович.

Сопровождающие помогли мне разместиться на сиденье в открытом небольшом вагончике. Через несколько минут вагончик тронулся. Ощутимо застучали колёса по рельсам. Как здорово.

- Это мы без паровоза едем, - объясняет мне коллега.

- Не понимаю тебя. За счёт чего тогда двигается вагон?

- Здесь такая замечательная железная дорога, что машинисту достаточно просто толкать вагон и он вот так резво бежит.

Оказывается, машинист Виталий нас просто поприветствовал подобным образом.

- скоро мы поедем с паровозом.

В воздухе потянуло уютным таким дымком. Знаете, когда в деревне люди топят баню или растапливают печи в холодные дни, вот так же мирно, по-домашнему пахнет.

Паровоз по рельсам мчится… Мы едем. Чудесно это. Душистый майский ветер, еловые ветки то и дело задевают меня, как будто здороваются.

- Какая длина рельсов?

- Триста пятьдесят метров. Рельсы сделаны по периметру участка, а вокруг вода. Мы на полуострове.

Внутренним взором вижу и любуюсь всей этой красотой.

Остановились.

- Спасибо, замечательные впечатления. Напомните, сколько лет Вы строили свой паровоз?

- Восемь лет. Закончил в 2019 году.

- Расскажите, пожалуйста, о характеристиках.

- Высота паровоза 1 метр 60 сантиметров, вес около тонны. Мощность 20 лошадиных сил.

Пересаживаюсь в кабину машиниста. Мне показывают элементы управления паровозом: различные рычаги, ручки, краники.

- Ход реверса, который отвечает за движение вперёд или назад. Регулятор подачи пара. Водомерное стекло, а есть специальные краны, контролирующие уровень воды. Инжектор подаёт воду в котёл. Наверху сигнальный свисток.

- А это… Как тепло!

- Это топка. Топкой занимается кочегар. Понимаете, - уточняет Виталий, - паровоз работает по тому же принципу что и самовар.

- Какая максимальная скорость паровоза?

- Тридцать километров в час.

- Как ты считаешь, - спрашивает меня коллега, - могут ли незрячие люди управлять паровозом?

Я задумываюсь.

- Пожалуй, немного адаптировать управление и смогут. На велосипеде я ездила без зрения, на паровозе тоже смогла бы.

- Когда-нибудь точно смогут, - подхватывает и Виталий, хотя… не поклялась бы, что без иронии.

Знакомлюсь с дрезиной. Что-то совсем мне неведомое и оно точно для меня. Платформа, управляемая силой рук. Чем-то напоминает инвалидную коляску, но круче, идёт по рельсам. Я нажимаю ручку. Еду. Нажимаю сильней и быстрей. Скорость дрезины увеличивается и намного. Вот вам и тётенька на пятом десятке, но до чего же мне нравится! Прямо детский восторг.

Но и это ещё не всё. Нас ждёт встреча с водным транспортом Павла Константиновича – катание на катамаране. Надеваю спасательный жилет. Страшновато. Но озеро совершенно спокойно. Водный велосипед мягко скользит по поверхности. Эйфория сменяется тихим умиротворением. Мне просто хорошо.

Человек-легенда. Узкоколейка, паровоз, пароходик, моторная лодка, органы,

- Павел Константинович, - обращаюсь к хозяину всех увиденных чудес, когда время нашего визита подходит к концу, - среди незрячих всей России огромной популярностью пользуется ведущий эксперт, реабилитолог, педагог компьютерной грамотности, яркий, очень цельный человек Анатолий Киселёв. У меня к Вам привет от Анатолия и несколько вопросов. Ответите?

- Спасибо. С удовольствием отвечу.

- Паровозы и органы, казалось бы, Что у них общего? Они не только не дополняют, но чуть ли не взаимно исключают друг друга. Что для Вас было и остаётся первичным?

- Паровозы – это хобби, органы работа. Всё на своём месте.

- Что значит домашний орган? Орган ведь большой инструмент. А зачем он в доме?

- Для музыкантов профессионалов, для студентов консерваторий нужен такой небольшого размера орган, который можно держать в домашних условиях. Я такие делаю.

- А что Вы сами исполняете на органе?

- Мне близка музыка Баха и его современников. Но можно исполнять и джаз.

- Музеи не обращаются к Вам? Ведь паровозы - это историческая ценность.

- Музеи нет, журналисты очень часто приезжают.

- Над чем-нибудь сейчас работаете?

- Да, сейчас я строю электровоз.

Случилось так, что домой мы едем на электричке.

И вот под стук колёс уже большого поезда я думала о том, что в течение дня встретилась сразу с двумя железными дорогами: маленькой Павла Чилина и большой. Поезд - это всегда обещание радости, движения, новых впечатлений и встреч впереди. Большая дорога манит своей основательностью, дальностью пути; А маленькая, по которой ездит паровоз Чилина, – это уже не обещание, это мечта сама по себе. Мечта сбывшаяся, на которую великий человек потратил огромное количество времени, сил, финансовых средств, и главное, души, любви, романтики.

- Ты хотела бы иметь на своём участке такую же железную дорогу как у Чилина? - Спрашивает меня сопровождающий.

- Ещё бы, очень, - отвечаю я, а сама думаю, как это важно - не бояться подпустить мечту, разрешить ей жить, а в какой-то момент взяться за её воплощение.

Друзья, не будем бояться мечтать. Пусть ваша мечта вилла на каком-нибудь экзотическом острове, полёт в космос, или вдруг даже любовь человека, о котором вы грезите безответно много лет… Может быть, надо крепко зажмуриться, очень захотеть и поверить, что желание, каким бы неисполнимым ни казалось, когда-нибудь всё равно, всё равно сбудется. Наверняка ведь и слова Павла Константиновича, что вокруг его дома будет ездить по узкоколейным рельсам собственный паровоз, а по озеру ходить пароход сделанный своими руками, тоже кому-то когда-то казались не больше чем фантазией. Интересно, что они говорят сейчас. Неужели снова повторяют, что мечты и фантазии не воплощаются? Я же на паровозике Чилина кажется очень далеко отъехала от подобного пессимизма и совсем не хочу возвращаться.