Найти тему
Книжный мiръ

Лев Толстой: «Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя».

Оглавление

К 195-летию со дня рождения великого русского писателя и просветителя Льва Николаевича Толстого (1828 -1910).

В 1859 году, когда отмена крепостного права только обсуждалась в российском законодательстве, Лев Николаевич Толстой уже начал заниматься открытием школ – в собственной усадьбе «Ясная Поляна» и в деревнях родного Крапивенского уезда.

К делу образования юных селян писатель подходил весьма серьезно, подготовив программу по двенадцати основным предметам – чтению, географии, рисованию, арифметике, пению и другим. Себе он взял часы на проведение уроков по физике, истории и математике. Но «серьезность» на этом и закончилась.

Сегодня проект по созданию яснополянской школы назвали бы смелым педагогическим экспериментом – Толстой полностью разрушил методику немецкой школы, ставящей во главу угла подробную регламентацию и жесткую дисциплину. Гораздо больше ему импонировали взгляды Жан-Жака Руссо, который говорил: «вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов, а истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».

Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Художник Вадим Челак. - М.: ВАКОША, 2023
Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Художник Вадим Челак. - М.: ВАКОША, 2023

Только свобода выбора и индивидуальный подход – пусть учатся только тому, что нравится, в классах сидят где и с кем хотят, устали – пожалуйста, можно пойти домой или погулять. За неуспеваемость не ругали, домашних заданий не было и в помине – просто детский школьный рай! Задачу перед собой и коллегами, помогавшими преподавать, Толстой ставил только одну – заинтересовать учащихся.

«Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся, – объяснял свою педагогическую систему Толстой. – Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».

Педагог-новатор прописал и условия нравственного воспитания, которые включали в себя развитие наблюдательности и способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, уважение ребёнка как личности, свободу детской активности и творчества, уважение к детским недостаткам, протест против угнетения детей и приобщение ребёнка к основам религии.

Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Художник Вадим Челак. - М.: ВАКОША, 2023
Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Художник Вадим Челак. - М.: ВАКОША, 2023

После занятий Толстой вел детей на долгие прогулки, вместе они собирали грибы и ягоды, ловили рыбу, купались в реке, зимой катались на коньках и на санках.

«В школе у нас было весело, занимались с охотой, вспоминал ученик Толстого Василий Морозов, – но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. Он требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок у нас был образцовый!».

Свои мысли о народном образовании Толстой развивал в журнале «Ясная Поляна», где был собственно и единственным сотрудником. Здесь же печатались сказки, рассказы и басни, адаптированные для младших школьников, которые выходят и сегодня в виде отдельных книжек с яркими забавными иллюстрациями.

К великому сожалению, занятия с детьми вскоре закончились: в 1862 году граф Толстой обзавёлся семьей, да и литературная деятельность не оставляла ни минуты свободной. Но педагогика по-прежнему согревала сердце великого русского писателя: в 1870 году он начинает составлять собственное учебное пособие для детей «Азбука», названную сперва «Первой книгой для чтения». Для детей автор приготовил басни, былины, загадки, а также уникальные небольшие рассказы – «новый, небывалый в литературе тип короткого рассказа». Многие из этих законченных миниатюр состоят всего из нескольких строк, но Толстой знал что делал, подолгу работая над каждой историей и объясняя свою задумку тем, что дети — «самые строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно». Не забыл автор и о помощи учителям – для них в «Азбуке» содержались методические указания и советы.

Обложка первого издания, 1872 год
Обложка первого издания, 1872 год

После «Первой книги для чтения» появилось ещё три – с рассказами по географии, истории, естествознанию и физике. Несмотря на научно-популярное изложение, Лев Николаевич многие тексты сделал вполне сказочными, чтобы дети смогли прочувствовать и понять, что окружающий их мир – живой и одушевленный. Деревья и цветы в представлении Толстого умеют плакать и страдать, а лесные и домашние звери – вести беседы.

С продвижением «Азбуки» в народ вышла накладка: Министерство народного просвещения рекомендовать книгу  для школ отказалось – методика обучения грамоте показалась рецензентам неудачной. Но Толстой очень любил свою «Азбуку» и надежды с ее помощью привить грамотность нескольким поколениям русских детей – «от царских до мужицких» не потерял.  Вскоре вышла и переработанная «Новая азбука», ставшая полностью самостоятельным и, наконец, поддержанным государством учебником. При жизни автора «Новая азбука» переиздавалась 28 раз.

Двадцать восьмое издание «Новой азбуки». - Москва, 1910 год.
Двадцать восьмое издание «Новой азбуки». - Москва, 1910 год.

Минуло полтора века, но незамысловатые на первый взгляд сказки Толстого «Филипок», «Три медведя» и «Лев и собачка» дети читают до сих пор с удовольствием. И что в них такого особенного?

Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Художник Вадим Челак. - М.: ВАКОША, 2023
Л. Н. Толстой «Рассказы и сказки». Художник Вадим Челак. - М.: ВАКОША, 2023

Мысли Л.Н. Толстого о воспитании и образовании:

✍🏻 Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

✍🏻 Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель.

✍🏻 Чем труднее учителю, тем легче ученику.

✍🏻 То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.

✍🏻 Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.

✍🏻 Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.

✍🏻 Урок должен быть соразмерен силам ученика.

✍🏻 Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

✍🏻 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли.

✍🏻 Наказывать — по-русски значит поучать. Поучать можно только примером.

✍🏻 И воспитание, и образование нераздельны.

✍🏻 Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни.

Спасибо, что дочитали до конца! 😘Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!