Найти тему

Образование — новая нефть?

Оглавление
Учить и продавать учёбу (курсы, тренинги, вебинары, программы) — довольно выгодно. Это не назовёшь трендом последнего времени, но то, что рынок бурно развивается и у него есть немалый потенциал — точно.

Я знаю две противоположные точки зрения на рынок EdTech (EdTech: Education Technologies — как FinTech, только про образование. В общем, коммерческое образование онлайн, если по-простому).

Две точки

Первая:

настали уникальные времена, открывающие новые широкие возможности для получения образования, и любой может совершить резкий поворот в своей карьере: стать тем, кем давно хотелось; найти профессию, которая хорошо оплачивается; заплатив денег, пройдя курс, получить импульс для роста в карьере/доходе/социальном положении.

Вторая:

вся эта «ЭдТех-движуха» эксплуатирует тягу человека к хорошей жизни, к выходу из петли бедности, к получению волшебного рецепта «Как стать успешным за 180 дней» — продаёт сказку-мечту-миф: заплати за курс и стань богатым/успешным/счастливым. Чего, конечно, дать не может.

-2

В пользу первой точки зрения говорят эти вещи:

  • времена настали сейчас и правда замечательные, необычные, дающие в руки ищущему большой потенциал: доступность информации, развитая связь, крутые технологии, объединение рынков;
  • образование, в основном, — это получение и освоение информации. Сказанное выше, делает первую часть (получение) достаточно простым процессом;
  • новые престижные профессии, в основном, связаны с информацией; на работе с ней построены; и для получения их, тоже нужна информация. То есть, тебя от денежного занятия отделяет какой-то объём информации, получить который, совсем не сложно.

Вторая точка зрения опирается на следующие доводы:

  • процент учеников, успешно освоивших платный курс (любой, но естественно, показатели отличаются для разных), получивших итоговое свидетельство об успешном освоении знания, как правило, очень не велик. Если мне не изменяет память, то 15-20% доучившихся, дошедших до конца, считается хорошим показателем;
  • продавцы знаний акцентируют внимание потенциальных клиентов на идее «от новой прекрасной жизни тебя отделяет лишь транзакция — оплата курса», стараясь исключить, скрыть из этой схемы важную часть — упорный труд, необходимый для получения требуемой профессии/знания.
-3

Истина — рядом?.. посередине?.. у каждого своя?

Нет, истина разная: мало того, что она у отличается у разных людей, но она ещё и меняется в зависимости от времени и внешних обстоятельств.

Сейчас я ближе ко второй точке зрения и замечаю больше пыли в глаза, чем реальной пользы от ЭдТех.

Поясню.

  1. Думаю, что у каждого их нас есть такой опыт: загораешься чем-то, представляешь как здорово будет, когда научишься чему-то новому, начинаешь учиться, вкладываешься (деньги, время), но чуть позже, начальный пыл гаснет и оказывается, что тебе всё это как-то уже не очень интересно, и добиться результата совсем непросто, а уровень, на который нужно подняться, чтобы ощутить этот результат, так высок, что для его достижения, нужно «пахать» долго, неистово, и что самое главное — сам результат-то и не гарантирован в итоге.
  2. Не нужно сильно себя винить. Это стандартная кривая мотивации и интенсивности обучения. Обратите внимание на первую часть — сильный эмоциональный порыв, стремление к обучению. Вот на стимулировании этой стадии и на «поимке» тех, кто уже вошёл в эту стадию, и построен весь рынок EdTEch.
  3. Львиная доля учеников онлайн-школ-курсов-тренингов-вебинаров испытали сильный порыв к изменению жизни, к обучению, были поддержаны в этом порыве продавцами курсов.
  4. Однако на одном этом порыве освоить новое знание невозможно. Первые трудности в учёбе, первые проблемы в распределении времени, в освоении материала убивают начальную мотивацию. И тогда ученик приходит к точке, в которой огромная часть обучающихся бросает курс.К счастью продавцов курсов, почти все ученики склонны видеть проблему в себе — в своей нерадивости, в своей несознательности, в неосознанности, или — в плохом курсе, именно этом плохом курсе. Всё это подталкивает ученика через некоторое время, получив новый заряд мотивации к обучению, покупать новый курс.
  5. Вспомните, есть среди ваших знакомых профессиональные ученики? Люди, которые покупают программу за программой, курс за курсом, которые частенько имеют по несколько запущенных обучений сразу? Это вообще, золотая жила для EdTech-предпринимателей.
  6. Правда же в том, что любая учёба — тяжёлый труд. Чтобы освоить новое (профессию, дисциплину, умение, навык), нужно нечто большее, чем порыв, нужна постоянная, а не сиюминутная мотивация. Та, которая не угаснет после первых проблем, после снижения эмоциональной подпитки.
  7. Интересное следствие этих размышлений — в том, что те, кто имеет такую мотивацию, не особенно нуждаются в курсах — они смогут обучиться самостоятельно, без всяких курсов и вебинаров.