Силумин

А. Джикия? Perestroika!

Ещё вчера, даже и не думал, что в день города, в который раз гуляя по Пречистенке, зайду сегодня в залы Российской Академии Художеств(РАХ), что по соседству с галереей искусств Зураба Церетели. Много мест истоптано в Москве, но в залах Академии художеств сегодня я впервые. А привело меня сюда сообщение из одного Телеграм канала, где собралось небольшое комьюнити любителей музеев и живописи. Сегодня, в воскресенье я открыл для себя ещё оного интересного рисовальщика. У него безусловно свой стиль и узнаваемая манера, но я бы сказал это продолжатель рисунков Зверева. Я понимаю, возможно это достаточного смелое заявление, Зверев романтик шестидесятник, а тут скорее перестроечная сатира, философские зарисовки и анекдоты конца 80х годов. Но разглядывая, на первый взгляд простые рисунки сделанные карандашами на кальке и оформленные в сборники-паспарту, у меня откликался Анатолий Зверев.

В одном из залов выставки «40 лет в строю» А. Джикии, РАХ(ул. Пречистинка, 21). Фото автора.
В одном из залов выставки «40 лет в строю» А. Джикии, РАХ(ул. Пречистинка, 21). Фото автора.

— Забегу посмотреть ненадолго, думал я, открывая дверь и входя внутрь. В итоге завис аж на пару часов. Переходил от рисунка к рисунку, читал незамысловатые подписи, сделанные рукой автора. Речь идет о выставке «40 лет в строю» московского графика, члена-корреспондента РАХ Александра Роллановича Джикии. Название проекта отсылает к 1983 году, когда Джикия впервые показал свое произведение публике. Тогда, во время учебы в Московском архитектурном институте, он принял участие в выставке, представив свою работу «Махание зайцем», ставшую, по мнению самого художника, своеобразным логотипом его творческой деятельности.

Рисунки А. Джикии(рапидограф, карандаш, бумага). Фото автора.
Рисунки А. Джикии(рапидограф, карандаш, бумага). Фото автора.

В экспозиции, развёрнутой в девяти академических залах, представлены более 100 графических произведений, инсталляций и объектов из наиболее знаковых серий. Спрошу вас прямо. Вы знали, кто такой Александр Джикия? Нет? Ну, как же так?... Я вот тоже, впервые вижу. Так давайте же посмотрим на «мазню» из серии «я тоже так смогу» вместе.

А. Джикия(рапидограф, карандаш, бумага), 15 ноября 2000г. Фото автора.
А. Джикия(рапидограф, карандаш, бумага), 15 ноября 2000г. Фото автора.

Большая часть рисунков и техника их создания, конечно, отсылает нас к газетным шаржам конца 80х, началу 90х годов прошлого столетия. Пустым полкам, дефициту и избитому слову «Perestroika»(непременно с американским акцентом), вобравшему в себя множество ярких явлений и событий того времени. Стоит заметить, что выставки Джикии проходили большей частью в Европе, а в конце 95-го художник, получив грант, отправился за океан. Где неожиданно для себя остался на десять лет — сначала работая плотником в знаменитом музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, а потом преподавателем рисунка и дизайна в турецком университете.

Так как меня больше цепляли именно рисунки Александра, а декупаж и лазерную нарезку я проскочил, что называется «за ненадобностью» хочу здесь поделиться тем, что разглядывал сам. От большинства работ ощущение, будто знакомый школьник набросал их на полях тетрадки, а теперь вот дал рассмотреть.

из цитат Джикии: «Искусства перетекают одно в другое. Литература подразумевает временное изменение, течение слов и понятий. Можно предположить, однако, наличие «стоп-кадра» в литературе, или в вербальном изображении некоего феномена, который, также, может быть изображен графически. Видимо, этот пограничный момент и называется рисунком. Деталировка рисунка приводит к живописи и уходу от повествования. Возврат от рисунка к повествованию называется комиксом. Мне ближе рисунок.»
из цитат Джикии: «…каждый художник, что и кого бы он ни рисовал, всё равно рисует себя. Поэтому, если я рисую собаку, старуху, дерево, мёртвого солдата, Сталина, грязного бомжа без ноги — это всё равно я; разницы между мной и остальными нет. Всё на свете — это я. И в жизни я (иногда) чувствую, что все, кто живёт на этом свете - это я. Поэтому бывает так тяжело жить.»
из цитат Джикии: «Хармс дал поэтическое определение хорошему стихотворению: если скатать в комок листок с таким стихотворением и бросить его в окно, стекло разобьётся. Прагматически хорошее стихотворение (музыку, картинку и т.д.) можно определить количеством единиц восприятия. Баха, например, можно слушать бесконечное количество раз, Бетховен надоедает быстрее, а кое-кого даже невозможно дослушать до конца. Мне нравится пересматривать некоторые из своих картинок, другие я предпочёл бы никогда не нарисовать.»

В паре залов собрали «лабиринт Минотавра», там глаз зацепился за интересный прием, когда сюжет формирует, содранная краска на листе металла. Постарался сфотографировать так, что бы передать ощущение.

из цитат Джикии: «Мне неоднократно предлагали поработать в анимации, но это противоречит принципу моего рисования. Я рисую один раз, и в этот момент говорю всё, что должно быть сказано. Для сравнения возьмите каллиграфию. Невозможно анимировать полубессознательное движение кисти. Я не могу повторить движение своей руки.»
Александр Джикия: «…надо стараться быть открытым миру, потому что мир постоянно проявляет свою чудесность людям, которые настроены его видеть. Чудесность мира, безусловно, это самая главная вещь, которая меня интересует. Не совпадения, знаки, фокусы, а чудо первой категории — чудо существования.»

Надеюсь, вам, как и мне, понравились работы Александра Джикии. Это всего лишь первое знакомство. Больше информации о художнике и его работы можете посмотреть на его странице в VK. Подписывайтесь на канал и делитесь впечатлениями в комментариях.