Сегодня каждый может заказать визитку, потому что это несложно и любому по карману.
Но именно доступность и обыденность такого полезного предмета сыграли в падении популярности визитки не последнюю роль. Не хотелось бы, чтобы граждане подумали, что здесь имеется попытка рекламы и навязывания "архаичного" товара. Просто так вышло, что мне повезло столкнуться с этой не совсем важной, но, как оказалось, очень интересной вещью. Даже поверхностное знакомство с историей визитки не оставило для меня сомнений - было бы совсем неплохо порассуждать на эту тему с читателями. Ведь мало кто знает, что эпопея визитной карточки уходит корнями в невообразимо далёкое средневековье
Считается, что прообразом визитки является обязательная именная карточка китайских чиновников во II-III веке до нашей эры для служебного представительства. Но в привычном понимании визитка своим рождением обязана французскому двору короля Людовика XIV. Именно тогда началось её шествие по всей Европе, откуда однажды во времена царствования Екатерины II она попала в Россию. Конечно же, российская визитка была на первых порах исключительным атрибутом дворянского сословия. Не только по причине ненужности такого аксессуара для простых мещан, в не меньшей мере из-за его дороговизны в те давние времена. Лишь с развитием капиталистических отношений визитка стала деловой необходимостью.
К тому же типографское производство намного удешевило процесс их изготовления.
Вероятно, в конце ХIХ-начале ХХ веков визитные карточки в Нижнем Тагиле уже основательно были в ходу, и их обращение в местном обществе давно свелось к утилитарной функции. Сложно представить, чтобы тагильские купцы, частные ремесленники и интеллигенция долго игнорировали такой удобный способ коммуникации.
Понятно, что с победой социалистической революции и отменой частной собственности визитке было уготовано забвение. По крайней мере, немногие из современников могли бы вспомнить в своём советском прошлом эпизод, связанный с визиткой.
Лично у меня в памяти всплывает из 1970-х лишь набор маленьких открыток за 26 копеек, украшенных скромной виньеткой, которые исполняли задачи, похожие на те, для чего служили старые визитные карточки. Впрочем, такой суррогат никто и не воспринимал как визитку, разве что подобием страницы из блокнота: приятелям и знакомцам мы небрежно чиркали на прямоугольничке из пачки свой номер телефона и имя, а те, придя домой, и, переписав полученные координаты в личный "телефонник", от картонной "болванки", ставшей уже лишней, просто избавлялись. Удобство было только в одном - не надо было искать для этих целей подходящий обрывок бумаги.
Сегодня мы привыкли ко многому новому и не задумываемся, что нынешние атрибуты, ворвавшиеся в нашу жизнь на пороге 90-х, в своё время вызывали неподдельный интерес и чуть ли не шок. По крайней мере, с крахом советской системы в повседневной жизни появились (наряду с капитализацией рынка и воцарившейся политической вакханалией) такие элементы, которые нам рядовым гражданам виделись ещё более травмирующими и обескураживающими, чем наступление дикого капитализма и резкая социальная дифференциация общества. Казалось бы, что могло быть более вызывающего и отталкивающего для простого труженика, чем неотвратимое экономическое неравенство? Как оказалось, пустяковые символы этих реалий почему-то били по самолюбию и пролетарскому самосознанию гораздо больнее.
То ли советские люди всё-таки подсознательно давно понимали, что социализм при всех его несомненных плюсах на деле никак не может реализовать абсолютного социального и экономического равенства, и кто-то будет всегда "равней", чем остальные и потому в 90-х легко смирились с официальным признанием этого. То ли действительно увидели в вакханалии 90-х открывшиеся возможности и для себя лично, в нетерпении ожидая волшебного прибавления на своём счету "основного и оборотного капитала для приобретения в Самаре собственного свечного заводика". Так или иначе, пребывая в этой сладкой наивности, мы, тем не менее, с любопытством и неприятием наблюдали суету некоторой части бывших граждан могучего Советского Союза, публично и демонстративно пытающихся выделить себя в особую касту…
Возможно, простой люд в массе своей вполне терпимо отнёсся бы к этим "новшествам ", если бы это касалось только государственных мужей и новоиспечённых олигархов, лишь очередной бирюлькой подтверждавших свой высокий статус.
Но брожение и мелкая суета замечалась и среди самой разношёрстной публики из числа новых хозяев жизни, неожиданно поднявшихся над толпой. В оные времена визитка как элемент "ненашенской" жизни встала в один ряд с такими выразительными знаковыми аксессуарами принадлежности к особому сословию как малиновые пиджаки, золотые цепи в палец толщиной, перстни-болты и нательные кресты размером с ладонь, усыпанных "брюллями".
Это не говоря уже о всяких, вынырнувших из пены катаклизма 90-х, клоунах, типа так называемых "булкохрустов" (так их прозвали в народе; сами себя они ассоциировали не иначе как наследниками аристократических фамилий). В их визитках замелькали титулы князьёв, графьёв, виконтов, баронов и прочих лордов, маркизов и герцогов. Было бы смешно, если б не было грустно.
Замечу, это очень странное явление социальной ревизии, родившееся в постсоветском обществе не только в маргинальной среде. Среди новоиспечённых аристократов встречалось немало "потомков столбовых дворян" от сохи и станка, предки которых были до революции "ничем" и лишь при социализме стали "всем". Непонятно, чем последних-то перестало устраивать гордое звание уважаемого труженика? Решили стать "всеми" над всеми хотя бы номинально?
Говорят, поэт Александр Сергеевич Пушкин - потомок старинного боярского рода - вообще не заморачивался перечислением своих титулов на визитке. На карточке было напечатано только одно слово - Пушкин. И ничего объяснять уже не требовалось. Вот этой скромности нужно бы поучиться нынешним искателям звонких титулов, ничем достойным лично не отличившимся.
Мне вспоминается друг детства, который в студенческие годы подписывал свои конспекты еще лаконичней, чем поэт. Поначалу преподы, в недоумении вертя тетрадку в руках, возмущались, мол, кто хозяин?! А тот отвечал невозмутимо с места: Там же написано – "Моя"… Удивительно, но учителя с юмором отнеслись к его выходке и не пытались поставить его в "общее стойло", потому что видели в этом юношеский безобидный выпендрёж, не более.
Если бы обладатели тех самых громких гербовых визиток, которые они незаслуженно "прикарманили", сами воспринимали свои деяния как остроумную шутку в стиле моего приятеля, мы бы вместе посмеялись. Увы, новоявленные аристократы затеяли "спектакль" для окружающих более чем всерьёз.
Вот и скажите, как после этаких профанаций воспринимать визитку? Вряд ли подобная практика могла прибавить позитивного к ней отношения со стороны бывших строителей коммунизма.
Не буду в драку лезть утверждая, что "возня" с визитками абсолютно всех так уж невыносимо раздражала, но поначалу похожий эффект от визитки действительно встречался
Во всяком случае, визитка для обывателя уже давно стала артефактом забытой, в некотором роде канонической (образцовой) буржуйской жизни и её второй приход в век современных средств связи казался анахронизмом. А если персональная карточка презентовала некоего товарища "комсомольского" возраста как "Великого князя" с ещё не сошедшими мозолями и ногтями, никогда не знавшими маникюра, такая ситуация ничего кроме скрытой ухмылки вызывать не могла.
Конечно, это был узкий и несправедливый взгляд на безобидную и полезную вещь, но… отношение к визитке, повторюсь, поначалу таким и было. Или чрезмерно негативное или чересчур… восторженное.
Когда мне впервые в середине 90-х вручили визитку (в те годы я как раз начал заниматься ювелирным делом и соответственно профессии встречался со всякой публикой), я был весьма изумлён. Нет, не тем, что держал в руках непривычный для простого человека символ исключительности как признак принадлежности к властным структурам или… полукриминальному миру. Меня поразила визитка с профессиональной точки зрения как дизайнера из провинции, не разбалованного такими вещами. Какое-то время, я даже стал коллекционировать их. В моём собрании были, кроме прочих, и визитки почти одиозных фирм (например, из области интимных услуг или из серии дутых фирм-однодневок, типа Хопра или МММ), а также известных в городе личностей из разных сфер. Какие-то визитки я получал лично, а какие-то мне попадали случайно. Жаль, что однажды я просто спустил их в мусоропровод, не предполагая их будущей ценности.
А ведь это история, хотя и Новая…
Нередко я заглядываю на Авито как собиратель винила и частенько делаю приобретения. К слову, недавно я купил французский альбом В. Высоцкого La Corde Raide ("Натянутый канат") 1977 года издания - представить страшно! - за 12 000 рублей.
Попутно из любопытства сделал запрос по дореволюционным визиткам (интересно стало, как коллекционеры оценивают старинные визитки). Цены, прямо скажем, в век пересмотра и романтизации эпохи царя-батюшки обескуражили своим "неуважением" к гражданам российской империи. В среднем… 200-300 рублей! Правда, не подкачал "Гофмейстеръ Баронъ Ф.А. Бюлеръ" Видимо учитывая его титул и государственные заслуги на поприще дипломатии, правоведения и писательские труды по истории России, продавец проставил для барона скромную цифру в 6500 рублей.
Решил поинтересоваться дальше, а наткнувшись на визитку Путина времён его работы Председателем комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, в 1992-96 годах опупел: продавец по ником Юсеф запросил астрономическую (или не очень?) сумму в полтора ляма! Вот видите, как это недальновидно выбрасывать в помойное ведро подобные раритеты. Можно в одночасье и миллионером стать.
Казалось бы, президентский рекорд побить уже никто не может. Ещё как может!
Довольно типичная визитка начальника Управления по борьбе с организованной преступностью при УВД Астраханской области была оценена – не упадите! – в… 70 миллионов полновесных рубликов (или, как альтернатива, - за квартиру в Москве). Сразу возникает вопрос: в чём здесь подвох? А каверза в том, что это визитка криминального авторитета из серии "оборотней в погонах", которого пресса прозвала "Чёрным полковником" и, за бригадой которого "числились самые громкие заказные убийства, совершённые в Астраханской области в 2003–2007 годах".
В настоящий момент бывший полковник Салихов отбывает пожизненный срок в одной из самых строгих тюрем России "Черный дельфин ". А его визитка свободно и триумфально странствует по интернет-сервисам будоража обывателя баснословной стоимостью.
В аутсайдерах продаж почему-то оказался Владимир Вольфович. Либерал-демократ! Юрист! И, как утверждает определённый контингент населения, - "самый харизматичный политик в истории современной России". И вдруг каких-то 9 021 рублей, да ещё с предложением поторговаться. Форменный пердюмонокль получается, не кажется ли вам, господа?
Кстати, благодаря той же интернет-платформе Авито, я с удивлением обнаружил, что в советские годы кроме заменителей всё же существовали самые настоящие визитные карточки. Правда, как оказалось, их немногочисленными обладателями была та же элита только в лице высокой партийной номенклатуры и творческой интеллигенции.
Случайность или нет, но в оформлении поздних советских визиток стала прослеживаться "наследственная" связь элит. Стоило только обратить внимание на каллиграфический шрифт, который заимствовал художник для персональных карточек Хрущёва, Брежнева и Горбачёва. Тут за образец точно был взят аристократический стиль дореволюционных визиток "каких-нибудь" господ Трубецких или Демидовых.
Можно ли судить, что именно отсюда "растут ноги" стремления некоторой части бывших советских граждан прибавить себе аристократизма хотя бы "понарошку", - сложно. Но факт остаётся фактом, в годы горбачёвской перестройки и свободной кооперации, а затем в ельцинские 90-е, визитка вдруг пережила невиданную популярность. Как сегодня выражаются, она снова оказалась в тренде: в определённых кругах приобрела особый шик, а в глазах тщеславных обывателей – вес.
К 2000 годам внутреннее пролетарское отторжение и неприятие к визитке в народе значительно притупилось, если не сказать вообще улетучилось.
В советское время никто не мог предположить, что можно так запросто пойти в типографию и заказать себе лично, какую-то печатную продукцию. Даже производственные структуры вынуждены были проходить ряд согласований "наверху", чтобы напечатать необходимую для работы документацию. Всё контролировалось органами и строгими предписаниями. На что уж безобидные "Почётные грамоты", но и те были строго учётны. Любая множительная техника в организациях и на предприятиях, типа светокопировальных, электрофотокопировальных машин, а позднее "вражеских" Xerox(ов), находилось под недремлющим оком начальников Особого Отдела КГБ на местах.
Как-то в конце 70-х задумал я сделать копию со статьи из советской(!) прессы о Высоцком, так мне знакомые из управления НТМК делали её с такими шпионскими предосторожностями, что так и хотелось при передаче свёртка вымолвить пароль "У вас продаётся славянский шкаф? " и с подозрением ждать отзыва "Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой"…
Сегодня можно легко (всего за 5 рублей) сделать любую ксерокопию (если, конечно, в оригинале нет явных экстремистских заявлений или дискредитации властей). Это, не говоря уже о том, что в каждой второй семье есть для этих целей собственный принтер.
А уж заказать личную визитку - как два пальца… об асфальт.
Долго и давно меня атаковали, убеждая завести свою визитку. А я, справедливо полагая себя человеком заурядным, среднестатистическим всё отнекивался: - "Лишнее это, необязательное. Что я депутат какой-то или коммерсант? Обычный гражданин (или, как ёмко охарактеризовал меня в одном из комментариев, участник моей группы, - "не такой значимый субъект"), чтобы навязывать окружающим свою визитку".
Но однажды я сдался: и, правда, чего это я? В ногу со временем надо шагать! Как-нибудь снова заглянет в наш опорный край державы президент, а я ему свою визитку, мол, позвони, если чё…
Не буду байду гнать, что с визиткой я наконец почувствовал себя в ином возвышенном качестве и моя жизнь стала более осмысленной. Всё это голимая чушь. А вот удобство визитки я оценил очень скоро.
На днях заглянул в Тагилстроевский парк (где, как известно, проводится реконструкция) с желанием зафиксировать для истории этот процесс. Не то, чтобы рабочие, занятые в деле, так уж непримиримо были настроены против фотографа, но некое напряжение всё-таки существовало (кому понравится под боком очередной суетливый с непонятной целью "наблюдатель"?). Лишь благодаря визитке всё прояснилось и настороженность быстро спала, а иные рабочие даже проявили некоторое участие.
Понятно, визитка - это далеко не удостоверение фотокора самой известной городской газеты "Тагильский рабочий", и не в каждом случае способна растопить лёд недоверия к стороннему объективу. Но для визитки есть все возможности стать таким предметом, который может вполне конкурировать даже с официальным документом и расположить к себе объект вашего любительского (или профессионального) интереса.
Вопрос только в том насколько успешно нестандартно мыслящие дизайнеры отразят в визитке вашу персональную идею, благо современные технологии позволяют им неограниченные возможности для самореализации.
Взять хотя бы материал, из которого художник задумает сделать визитку. Кроме знакомой бумаги и распространённого сегодня пластика, можно встретить визитки из дерева, кожи, ткани, резины, металла, стекла, глины, природного камня и, представьте себе, из бетона и даже из… еды.
Здесь бывает вполне достаточно прямолинейного и формалистского выбора материала, чтобы сказать о хозяине визитки гораздо больше и понятнее слов.
Например, визитка из фанеры по логике в первую очередь подойдёт человеку, связанному с древесиной. Ну а визитки из кожи, ткани или глины предпочтительнее, соответственно, для мастеров-кожевенников, портных и гончаров. И так далее.
Особняком, конечно, стоят визитки из полудрагоценного и поделочного камня: малахита, чароита, нефрита, авантюрина, яшмы, оникса, обсидиана, кварца и мрамора. Такие карточки из роскошного камня относятся к VIP-классу, воплощают элегантный стиль и подходят людям высокого социального статуса: представителям власти, артистической богемы и солидным бизнесменам. Их задача подчеркнуть вес, респектабельность, имидж своего владельца (впрочем, если рядового гражданина не испугает цена в 5 000 рублей за штуку, он вполне имеет право заказать такие визитки, чтобы ошеломлять своих коллег в бригаде каменщиков родного СМУ).
Визитки из металла, обработанные лазером, хотя и уступают по рыночному рейтингу природному камню (если, конечно, они не из листовой платины или золота, усыпанного бриллиантами), но тоже представляют собой предмет высшего пилотажа: серьёзные, строгие и долговечные, практически не поддаются механическим повреждениям.
Металл и тем ещё выгодней, что это самый надёжный материал для функциональных визиток. Только человек совсем без воображения не догадается, что визитка в форме универсального гаечного ключа для велосипеда, чтобы подтянуть ослабившиеся гайки, принадлежит мастеру по ремонту велосипедов. А визитка, разработанная Plasma Design, в которой есть набор миниатюрных столовых приборов, используя которые можно культурно и соответственно этикету принять пищу в самом неожиданном месте, - вполне объяснимо изготовлена для кулинарного блога Black Napkin. Или визитка в виде мини-тёрки, созданная бразильским рекламным агентством JWT для магазина сыров Bon Vivant, послужит вполне серьёзным инструментом для тёрки сыра.
По крайней мере, столь нешаблонные визитные карточки точно заставят обратить внимание на ваш бизнес. А это чего-то уже стоит.
Словом, нынче, в этом нет каких-либо ограничений. Дизайнеры хватаются за всё. И, по-моему, не гнушаются ничем, что может помочь им оригинально и творчески отразить род деятельности и предпочтения клиента.
Если есть визитки с ложкой, вилкой и ножом, следующим маркетинговым ходом логично ожидать… съедобных визиток. Гарантия 100%-го успеха! Найдите такого человека, который с абсолютным равнодушием воспринял бы визитку из… аппетитной вяленой говядины, предложенную основателем компании с созвучным названием Meat Card ("Мясная Карта") Крисом Томпсоном из Пансильвании. Или какой лакомка отказался бы от свежего печенья-визитки, разработанной Dizzy Design для Bombay Bakery в Мумбаи. Не говоря уже о шоколаде в виде той же визитной карточки…
Это же здорово, по прочтении полезной информации визиткой можно и закусить!
Шпиёны всех мастей, не желаете взять эту прекрасную идею на вооружение? В случае провала, не надо будет как раньше давиться несъедобным тетрадным листом с секретным донесением, а просто сытно позавтракать (пообедать, поужинать) шифровкой…
Шпиёнам в их закулисной деятельности могут пригодиться также и креативные визитки… - трансформеры от дизайнера Крейга Берчета. Лёгким движениями руки брюки превращаются (ой, извините!) плоская визитка превращается в элегантный пистолет. Агент 007 Джеймс Бонд со своими шпионскими супер гаджетами нервно курит в сторонке.
Ну, а мирных граждан, далёких от забот рыцарей плаща и кинжала, привлекут визитки в виде невинных "собиралок", какую, например, предложил дизайнер Ричард Эванс для лондонского мебельного магазина Bentply: если пораскинуть слегка мозгами, можно несложными манипуляциями трансформировать плоскую карточку в легендарное кресло разработчика мебели Джеральда Саммерса.
...Или даже собрать за пару минут собственный… автомобиль от "Intersection". Вот жена-то будет рада!
Ну, а если вы очень сомневаетесь, что реакция супруги (уже лет 10 мечтающей о Volkswagen Tiguan) на вашу милую картонную машинку будет позитивной, и она не потянется за сковородкой, предложите ей скорее визитку косметического хирурга от австрийского рекламного агентства Demner, Merlicek & Bergmann. Пусть переключится, например, на игру в создание шикарного бюста. Опасно такое предлагать? Снова не по карману?
Тогда здесь к месту точно придётся визитка студии йоги от итальянского дизайнера фабио Милита.
Пусть хотя бы в позе лотоса тоже поработает пальчиками (благо в визитке для этого есть специальные отверстия) и успокоится.
А если без шуток, эволюция визитных карточек - процесс, видимо, бесконечный. Всегда найдётся беспокойный художник, который найдёт такое креативное решение, до которого ещё никто не додумался.
Дизайнеры уже давно покушаются на незыблемость классической прямоугольной формы. А кто сказал, что лаконичной может быть лишь карточка 9х5 мм? Сегодня можно встретить квадратные, треугольные, круглые, овальные визитки. А то и вовсе вдруг кто-то сподобится на самые несуразные формы, на какие способно воображение только художника. Например, вырубить карту в виде… зигзага. Хотя, конечно, самый простой способ подсказывает профессия заказчика: если клиент, например, рыбовод, фотограф, или на худой конец, парикмахер, то достаточно сделать для него высечку в форме рыбы, фотоаппарата или ножниц. А если представить, что такие визитки выполнены из прозрачного оргстекла, да с объёмными элементами это будет просто класс!
Потрясно смотрятся визитки, сочетающие 3D тиснение с высокой печатью.
Если и этого мало, можно приплюсовать к визитке что-то полезное из аксессуара мастера. Как это сделала визажист Юка Судзуки: на её визитке вы всегда найдёте запасную заколку-невидимку для волос. Или приложить к визитке маленький карандашик, чтобы было чем написать "напоминалку".
График-дизайнер Дживко Тодоров украсил картинку кеды на визитке магазина спортивных принадлежностей натуральным шнурком. Затруднительно прогнозировать, чем коротенькая верёвочка пригодится в быту, но выглядит очень симпатично.
Столь же удивительна, но интересна визитка с механизмом из шестерёнок. Наверное, дизайнер хотел придумать нечто успокаивающее, похожее по воздействию на чётки. Только тут вместо перебирания бус, надо крутить колёсико.
Впрочем, зачем надо всё объяснять так буквально, иногда достаточно просто густо обсыпать визитку стразами от Swarovski и блистать в компании друзей в прямом смысле слова.
Современные технологии позволяют изощряться в изготовлении визиток не только применением разнообразных материалов и непривычных форм, но и в придании им возможностей, о которых раньше дизайнеры и мечтать не могли.
Например, визитка-расчёска салона парикмахерских услуг. Стоит провести по зубчикам импровизированной расчёски пальцем, - прозвучит известная мелодия.
Или CD-визитка. Это фактически тот же самый компакт диск, предназначенный для воспроизведения на любом компе, только выполненный в размере стандартной визитки. Огромным плюсом такого персонального электронного продукта является то, что кроме личных данных и контактной информации владельца (которую ранее позволяло ограниченное печатное поле обычной визитки), здесь есть возможность представить собственную презентацию, насыщенную аудио и видеорядом объёмом от 20 до 65 Мб!
Ещё более оригинальной идеей стало использование в card-индустрии USB-накопителей (флэшек). Помимо низкотехнологичного способа обмена контактными данными, в такую визитку конструктор Пол Ридден Paul Ridden умудрился втиснуть даже высокотехнологичный MIDI-синтезатор с диапазоном из 20 нот. Посредством зажима-крокодила в качестве стилуса (и клавиатуры аналого-цифрового преобразователя), проект функционирует как тон-генератор стилофона.
Что дальше? В какие ещё формы трансформируется завтра современная визитная карточка? Думаю, несложно предугадать, что будущее визитки переместится в виртуальное пространство. Уже сегодня на рынке услуг предлагаются персонифицированные электронные визитки, обеспечивающие визуальное представление личности и рода деятельности заказчика. Достаточно потенциальному клиенту просто приложить свой девайс к вашему телефону и при помощи технологии NFC ваши данные мгновенно отобразятся в его личном информационном пространстве.
Тем не менее, рано было бы говорить о закате классической визитки. Человек ещё достаточно сильно привязан к материальным объектам. Так что вряд ли в ближайшее время мы легко откажемся от того, что можно не только увидеть, но и реально пощупать собственными руками. И, конечно же, предпочтём обладать не цифровым аналогом, а реальным предметом. К тому же наше предпочтение возрастает, в зависимости от того, чем может похвастаться ваша визитка: или необычными свойствами или количеством сапфиров-рубинов и пробой золота персональной VIP-карточки. Такова наша собственническая природа.
Так что спешите вписать себя если не в историю человечества, то хотя бы на красиво оформленную визитку размером 9 на 5 сантиметров. Вдруг по прошествии лет визитная карточка с вашим именем однажды всплывёт на международных аукционах по продаже раритетов или украсит музейные собрания?
В общем, не стоит отказываться от удобных коммуникационных средств…