Найти тему

Джергинский заповедник: укромный уголок Курумканского района

Пока Фёдор встречает осень в глухой тайге, я быстренько расскажу про рабочий визит в Джергинский заповедник. Коллег мы навещали с целью обмена опытом и поиска общих направлений для развития.

В прошлом году Джергинский заповедник отмечал своё 30-летие. Он был основан в 1992 году на базе существующего с 1974 года одноимённого заказника, который находился под управлением охотничье-промыслового хозяйства Бурятской АССР. Изначально, когда забили тревогу об ухудшении природного состояния (например, охотники едва не уничтожили тут удивительного зверя – кабаргу), было предложение о создании эвенкийского заповедника, в котором представители коренного малочисленного народа могли бы охотиться на своей Родине. Но эта идея не нашла поддержки и заповедник было решено делать эталонный, то есть с таким же строгим режимом охраны, как у всех в формирующейся заповедной системе.

Для знакомства с территорией заповедника коллеги предложили маршрут «Путешествие к водопаду Юргон». Сначала нужно было добраться до кордона Ковыли, потом – до этнокультурного комплекса коренных народов «Биранкур», где предстояло заночевать.

Начало тропы – в получасе езды от Биранкура. Путь мы начали на заповедной газели типа «Садко», колёса которой уверенно преодолели ветви горной части реки Баргузин. Мне, живущей у её устья было крайне непривычно видеть реку такой шумной, могучей, бегущей по большим валунам и роняющей в себя вековые деревья... Привычней Баргузин со спокойной водой, с зеркальной гладью, в которой отражается небо и деревья, растущие по берегам.

Саму тропу я нарекла живописным болотом. Идти по ней следует только в резиновых сапогах – вода практически везде примерно по щиколотку, а у подножия водопада проще идти по дну, чем по земляной части проложенного маршрута.

В начале сентября было много жёлтого, красного и как будто совсем немного вечнозелёного. Почти 80% этого участка заповедника укрыто мягкими лиственницами сибирскими. Некоторые из них уже начали подготовку к осени и местами пожелтели, но большинство ещё не спешило снимать светло-зелёный наряд.

Голубика уже переоделась в бордовый, а редкая попавшаяся ягода была сладкой, перезрелой.

-6

Во всей этой палитре имели место и яркие шляпки грибов. Умытые после дождя, они блестели в траве, в расстилающихся мхах, на трухлявых пнях.

Ещё привлекли внимание нераспознанные мной зелёные вроде как мхи, полностью скрывшиеся под водой и (спасибо Интернету) красные сфагновые мхи. У нас на территории таких не замечала.

Красными были и камни, секрет которых раскрыл Алексей, сопровождающий инспектор: говорит, много железа в воде.

-9

Он же познакомил и с верблюжьей колючкой (джантак).

-10

Шум водопада «услышался» как-то не сразу. Я чаще по тропам хожу медленно, вглядываюсь в детали, проверяю многое на ощупь, фотографирую незнакомые растения, чтобы потом выяснить кто есть кто. Погрузившись в это всё с головой, я и не заметила, как закончились 4 км тропы, а мы оказались в крохотном шумящем каньоне.

-11

Название Юргон, как и многое в этом местности, пришло из эвенкийского языка. Переводится как «шесть», что, кажется, соответствует количеству каскадов водопада. На обозрение туристам выпадает только два. На первый взгляд небольшой, но шумный водопад мне показался обыкновенным. Попробовала сделать фото, но сложно было подобрать удачный ракурс без делающих селфи однополчан. Только забравшись повыше по склону и оставшись наедине с грохочущей водой, я ощутила что-то одновременно спокойное и светлое. Буквально на минуту, а потом уже пришла пора бежать в обратный путь.

-12

Короткое знакомство оставило приятные впечатления. Яркие картинки, ароматы осенней тайги, шум реки и водопада – вот что ждёт гостей Джергинского заповедника, и это бесценно.

-13