После новости о том, что валентность Чуриковой в «Ленкоме» заполнит Васильева, я вспомнил эпизод своей беседы с тем, кто де-факто создал этот театр.
- Кино ведь начиналось не просто так.
Марк Захаров: Да. Оно и началось случайно как-то. Подарил идею Сергей Николаевич Колосов – руководитель объединения на Мосфильме телевизионных фильмов. Он сказал: «Вот «Обыкновенное чудо». Есть пьеса. Давайте. И, знаете, в Америке говорят, в Голливуде за идею платят большие деньги. Но у нас это не предусмотрено по смете. Но я бы вам с удовольствием оплатил бы эту идею».
Симпатичный парень пришёл высокого роста. Красивый, обаятельный, с каким-то потенциалом человеческим. Абдулов с 4-го курса.
Я понимал, что это, так сказать, такой товар, с точки зрения актёрского и режиссёрского сленга, очень серьезный. Но я не думал, что это дойдёт до такой степени народной любви.
Мне показывал некоторые письма, которые приходили.
Кстати о письмах, вы знаете, что я получал письма, не знаю, в архиве сохранилось,, написали: «Как вы можете выпускать на сцену Караченцова и Чурикову? Это же какие-то уроды! Они компрометируют образ советского человека. Не должны такие люди олицетворять нашу действительность».
- У них специфическая внешность. Они привлекательные и красивые люди, но не хрестоматийной, скажем так, красоты.
Марк Захаров: Такой списочек был в Госкино тех людей, которых нельзя было снимать в главных ролях.
Туда Ролан Быков, кстати, входил.
И несколько очень хороших артистов.
Естественно, Чурикова там была.
Вот здесь видео-пруф:
О существовании такого списка (без конкретных имен) мне говорил и Виктор Мережко. А вот Карен Шахназаров прокомментировал вброс коллеги скептически:
Оказывается, в советские времена, в «Госкино» был такой тайный список так называемых "уродливых" актёров, которых нельзя снимать в главных ролях. И кто в этот список входил - Инна Чурикова, Николай Караченцов, ну, из его подопечных… Не приходилось сталкиваться с таким списком?
- Нет. Я думаю, что это всё-таки месть.
Ну, я Марка Анатольича очень любил и уважал. Он был, конечно, выдающимся во всём, и режиссёром потрясающим был. Единственный, кто… кому удавалось работать одинаково хорошо и в театре, и в кино, заметь… Таких вообще в мире не было.
Я не думал об этом…
- Да, ты вот подумай… Таких в мире не было. Вот, Тарковский ставил, и очень неудачно… Я помню, ещё в советское время, в «Современнике», Анджей Вайда ставил, и тоже очень неудачно. Понимаешь, там Эфрос пытался работать в кино. Многие, Фоменко, помню, замечательный театральный режиссёр, но, на мой взгляд, не очень всё это удачно было сделано.
У Захарова и в театре, и в кино был свой стиль, и он везде, как бы, открывал свой какой-то кино или театральный язык. И в этом смысле, он совершенно уникальный персонаж, я считаю.
Но в отношении вот этого списка - не знаю, может, он пошутил или что… Это был человек с большим чувством юмора.
Да, и он шутил, не улыбаясь.
- И его юмор был именно в том, что он говорил на полном серьёзе, ставил людей в тупик. И, самое главное, никак не развенчивал эту историю. Ну, я не могу сказать… Я, в общем, вырос в советском кино и никогда про такой список не слышал. Никогда… Вообще…
И Чурикову снимал… Я никогда не слышал, чтобы её кто-то там запрещал…
Я слышал в основном про запреты со стороны каких-то телепрограмм таких, фильмов про советских актёров, с неким антисоветским душком…
Или вторая тема, что вот, его приглашали в Голливуд, но из-за чиновников советских этого не случилось…
Я слышал, да… Это выдумки?
- Да конечно выдумки! Абсолютно! Людям всегда приятно про себя рассказывать что-то такое…