Найти тему
Новости Татарстана

Автоград не торопится возвращать города-потребители

Жилищно-коммунальное хозяйство в Набережных Челнах считается чуть ли не самым лучшим в России. Но дела именно в ЖКХ идут так, что просто приходится сомневаться в политике властей в этой сфере.

Взять обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Реформа стала мусорной даже без кавычек. Тарифы население платит повышенные, а результата ноль. О раздельном сборе отходов, например, лучше забыть. Теплом и горячей водой нас обеспечивают стабильно и качественно. Но износ магистральных теплосетей - 56 процентов. Все ближе и ближе то время, когда на магистральных сетях начнутся такие порывы, что без тепла и воды часами будут «сидеть» целые микрорайоны. В такой ситуации стоит обратить внимание на то, что политика (тарифная, в частности) вполне могла бы быть и другой.

Стоит обратить внимание, например, на снабжение холодной водой. Для населения холодная вода стоит намного меньше горячей воды и отопления. С поставкой холодной воды нет никаких ощутимых проблем, поэтому мы и думать о ней забыли. С 13 июня 2013 года постановлением исполкома города «Челныводоканал» закреплен как единственный поставщик воды в дома и объекты автограда.

Но было время, когда «Челныводоканал» снабжал водой и другие города Татарстана: Нижнекамск, Альметьевск, Заинск, Джалиль, Бугульма. Специалисты водоканала тогда с гордостью говорили, что через насосы водозаборных сооружений ежесуточно проходит река средних размеров. В память врезалась цифра 630 тысяч кубометров. Известно, что чем больше продукции реализуется, тем меньше она стоит.

Как-то я спросил у бывшего тогда генеральным директором «Челныводоканала» : какова себестоимость производства воды?

- Пять рублей за кубометр, - сказал Хусаинов.

На минутку, кубометр – это 1 000 литров. То есть литр обходился предприятию в копейки!

Лет десять подряд наш водоканал на Всероссийских конкурсах в своей номинации занимал первые места по качеству воды. Люди в названных городах, вы можете представить себе, какими были бы у вас сейчас тарифы на воду, если бы поставщиком оставался «Челныводоканал»!? Но в «нулевые» годы города-потребители стали от водоканала уходить. Один за другим по непонятным причинам.

-2

- Если вы не задираете тарифы и цены, то почему города от вас уходят? – спросил я тогда у того же Хусаинова.

- Местничество, - одним словом объяснил Уел Галимович.

Действуя по логике капитализма, власти городов решили, что лучше иметь своих поставщиков воды. Руководители республики этому почему-то не препятствовали. Недавно мы послали в «Челныводоканал» запрос: принимает ли руководство меры к тому, чтобы вернуть себе города-потребители? Ведь это же выгодно населению. Получили ответ в том смысле, что сейчас это уже задача не «Челныводоканала». Получается, что восстановить статус-кво сейчас могут разве что власти Татарстана. Да и то если общественность через депутатов надавит.

Со снабжением теплом и горячей водой тоже интересно.

«Наша ТЭЦ – это комбинированный, то есть технологически самый современный производитель электроэнергии и горячей воды!», - твердили специалисты «Татэнерго».

-3

Беда в том, что с 90-х годов прошлого века ТЭЦ загружена всего на треть, если говорить о теплоносителе. Она производит и продает лишь треть того, что может. Поэтому и тарифы растут ежегодно. Было время (это, примерно 2013-2015 годы), когда директор филиала «Татэнерго» в Челнах прогнозировал и сам верил в то, что вот-вот начнется рост сбыта продукции ТЭЦ, что в перспективе сулило снижение тарифов.

- Строятся новые жилые кварталы, вводятся новые производственные мощности, потребление тепла и горячей воды вот-вот возрастет, – говорил Зайнуллин.

Не сбылось. Строительство идет даже рекордными темпами. Но предприятия у себя, а жители и управляющие компании в домах внедряют энергосберегающие технологии. В итоге износ магистральных теплосетей обгоняет возможности «Татэнерго» их модернизировать.

-4

Видя, к чему идет дело с теплоснабжением, бывший директор предприятия теплосетей в Челнах в конце 2013 года предложил радикально модернизировать ПТС. Сделать так, чтобы энергию для производства теплоносителя давал не газ, а бытовые отходы, мусор. Один из руководителей Челнов эту идею встретил тогда буквально истерикой, а специалисты сказали, что это дорого, бесперспективно и не так надежно, как ТЭЦ. Но во сколько обойдется модернизация ПТС, никто не подсчитывал. Серьезно идею никто не прорабатывал. Нельзя исключать того, что она в конечном итоге выгоднее населению, чем чиновникам и специалистам.

Сейчас жизнь можно разделить на «до» и «после» СВО. «До» (и во время) мы живем под властью чиновников. «После» чиновники никуда не денутся. Но им просто придется (к этому ведут процессы перестройки всего мира) все активнее и полнее включать население в решение всех задач. Вот тогда, возможно, и нужно будет вернуться к тому, какой должна быть политика в сфере ЖКХ.