Здесь будет современный взгляд. И это тот самый случай, когда автор вещает о глубоко личном. Повод серьёзный - вынужденно раннее привлечение к ДМШ четвёртого ребёнка. Речь пойдёт о логике родительских действий и о плюсах "дошколки" для будущего ученика. Сразу оговорюсь: подготовительное отделение недёшево, особенно в Москве. Региональные отличия - имеют право быть.
Итак, наш опыт в трёх предыдущих "сериях". По впечатлению на данный момент - опыт скорее удачный, хотя и разнообразный.
О да, я прекрасно знаю, что "без этой вашей подготовки" (т.е. "с улицы") люди успешно зачисляются в первый класс ДМШовского "предпрофа" и продуктивно занимаются. Более того, иные "свеженькие" лихо догоняют "трепетно проплаченных с пелёнок" - так, что дальнейшее сравнение в пользу старта "около семи, вряд ли раньше". Не слишком часто, но бывает. Господа фаталисты, торжествуйте: у вас есть весомый шанс. Фактор природы никто не отменял!
Нина, рождена в августе 2010
К пяти годам и двум месяцам Нина стала дважды старшей сестрой, в пять и девять - не прошла отбор в "подготовишку" ДМШ при "Мерзляковке". В этом была своя несомненная правда. Разрываясь между младенцами-сыновьями и работой, мама-теоретик упустила раннее музыкальное развитие дочери. Всё казалось - успеется, ан нет. Нина хрустально пела, интонировала с лёгкостью, а вот моторикой комиссию (моих ближайших коллег) порадовать не смогла. Были, по справедливости, зачислены всерьёз играющие шестилетки. Большинство по сей день "в строю" (нынче этим детям 13).
По результатам просмотра, нам с Ниной рекомендовали конкретную ДМШ "по соседству" с училищем, районного статуса. Так, волею судеб, мы обрели свой дом надолго - не только для Нины, но и для всех её младших братьев. Полгода прошло у дочки "на лайте" - без инструментальной практики. Мы были совершенно новыми для школы людьми, и администрация (невзирая на "мерзляковскую" маму) временно отказала нам в "необязательных" (внебюджетных) занятиях по фортепиано. Возможно, здесь сыграла роль моя недостаточная, на тот момент, осведомлённость в контексте - и неумение кусаться-царапаться за своего ребёнка (пришло позже, я в этом преуспела с годами). Ровесники Нины, тут же, рядышком, у меня под носом, вовсю привыкали к своим инструментам - и это при том, что моя дочь была по стартовым данным ничуть не хуже других. Просто мы пришли "за один сезон до абитуры", опоздавши примерно на год. Оказалось, не так-то элементарно найти педагога-пианиста, готового добавить в свою нагрузку шестилетку типа "кот в мешке". Тем не менее, с начала февраля, судьба была к нам благосклонна. В нашу с Ниной жизнь пришёл безусловный авторитет, тонкого вкуса и блестящего ума человек. Насколько случайно, не знаю. Обучение пошло семимильными шагами. Несмотря на изначальный неврологический диагноз "моторная неловкость", Нина (теперь семиклассница) всегда заметна на фортепианном отделе школы. Готовится, предположительно, поступать на теоретическое отделение училища.
Пётр, рождён в сентябре 2012
Четырёхлетний Петя увлечённо ползал под роялем у шестилетней Нины, по любезному приглашению учителя - посещал ритмику с группой сестры, порой и сольфеджио. Этим всё сказано: хорошо быть хоть чуть-чуть более младшим в роду! Школа - сразу "та самая", "наша". Любим. Задолго до первого класса, у Петра оформился активный абсолютный слух. Блокфлейта, отвоёванная ровно в шесть, - да, верно, и тут поздновато. Вскорости (к Рождеству) в нашей семье стало на одного сына больше. Мама-декретница, "заслуженно" не работающая аж на весь ближайший год, - лучшая "предшкольная" мама для старших детей. Петина "подготовишка" была интенсивной и даже конкурсной. Только вот "взрослый" инструмент (большая оркестровая флейта) открылся сыну лишь на девятом году жизни. Были свои психоэмоциональные (и, вероятно, физиологические) лабиринты, да и пандемия спутала планы. Пете теперь 11 лет, у него неплохие флейтовые перспективы. По-прежнему - и хореографические тоже. Обсуждается исполнительское будущее.
Анатолий, рождён в ноябре 2015
Первый раз появился в музыкальной школе - у меня на руках - в полугодовалом возрасте, когда я занималась устройством на учёбу Нины. К четырём годам самого Толика, моя симпатия (класс балалайки и его бессменный лидер) определилась однозначно. Знакомство вдохновило ребёнка! А потом мы, без иллюзий, без лирики, "держали место" в сообществе (к нашему учителю всегда было трудно прорваться, к ней едут со всей Москвы и шире): малыш "заступил" ещё до пяти лет, но "ковидный" семестр для нас, фактически, пропал. Толе было слишком рано включаться тогда, критически рано. Но мы выстояли - во всех смыслах - морально, технически, даже материально (два года внебюджетной подготовки, да "по третьему кругу" почти подряд - напряжённо для четырёхдетной преподавательской семьи). Второклассник Анатолий, ныне тоже конкурсант - любимец отдела народных инструментов.
"Стоит ли овчинка выделки?"
Главной функцией дошкольной ступени в музыкальном образовании... я полагаю отнюдь не обучение. Это адаптация, "пристрелка", самовоспитание родителей, "тонкие настройки" юного героя. Да, у отдельных красавцев качественный рост может превзойти все мыслимые ожидания. И нет, такой скачок ещё ничего не гарантирует наперёд.
В то же время, я двумя руками за "умелых" первоклассников - уже не начинающих, но продолжающих и знающих цену школе. Я за контакт ребёнка и родителей с наставником, налаженный заранее. Я за привычку семилетки к физическим и умственным нагрузкам ДМШ.
Дмитрий, рождённый в январе 2019, уже скоро будет при деле!
Напишу об этом. Обязательно напишу. Не дам теме затеряться. Но действовать намерена очень и очень осторожно.