Есть женщины, похожие на пламя,
На чуть заметный язычок свечи.
Они по свету ходят рядом с нами,
Случайным словом их не огорчи...
Я видел их не часто, этих женщин,
Далеких, как в магическом стекле.
Их, может быть, становится все меньше
На нашей слишком занятой земле.
Они мерцают капельками света,
Так непредусмотрительно хрупки...
И я боюсь, что сильный ветер века
Вот-вот погасит эти огоньки.
(Игорь Киселев)
Оказывается, и мужчины такие тоже есть.
По крайней мере, один такой представлен в романе Джорджа Оруэлла.
И это сравнение с моей стороны - не насмешка, а восхищение.
Роман "Дни в Бирме" рассказывает о жизни англичан-колонистов в полуграмотной Бирме. Действие разворачивается в маленьком городке Кьяктаде, где численность европейской колонии не превышает 10 человек.
В этом, первом, романе Оруэлла, как и во всех его последующих произведениях, в центре внимания - социальные вопросы: высокомерие и вседозволенность колонистов, раболепство и мелкие распри аборигенов, неспособность к уважительному обмену опытом и знаниями и т.д.
Но для меня громче всего прозвучала история отдельно взятого человека (Флори), который не вписался в систему.
У него была "обильная жесткая шевелюра" и кожа, "выжженная солнцем", но под этой жесткой и закаленной оболочкой оказалась живая душа. Это неизбежно: чем больше человек способен сострадать другим, тем больнее он переживает собственные раны.
Найти единомышленника, друга, близкого по духу человека сложно и в большом городе, а когда колония состоит из 10 человек, такая встреча была бы настоящим чудом.
Всякие попытки Флори сблизиться с местным населением, проникнуться особенностями их культуры и менталитета, своими - осуждаются, а у местных вызывают раболепный восторг.
Часто в лесном уединении Флори встречалось что-то - птица, дерево, цветок, - что могло бы увидеться несказанно прекрасным, если бы рядом была близкая душа. Красота бессмысленна, если не с кем ею поделиться. Ах, будь у него настоящий, чуткий друг! Ну хоть один-единственный!
Трагедия Флори усугубляется тем, что он не идеалист-социалист (в чем его подозревают и упрекают англичане) и не миссионер, готовый терпеть любые лишения во благо страждущих. Он обычный человек, с обычными понятными желаниями. Иногда трусит, иногда геройствует, иногда завидует, иногда способен на благородные жесты. Единственное, что его отличает от остальных - он не получает удовольствия от унижения слабых, от превосходства над ними.
Так проходят дни, недели, месяцы, годы. Надежда встретить человека, близкого по духу, становится все более призрачной.
Но однажды в колонии появляется новый человек - молодая привлекательная девушка, и бесплотная мечта обретает форму.
Девушка, к сожалению, по своему характеру и взглядам на жизнь совсем не является воплощением мечтаний Флори. Ее, так же как других англичан, настораживает и даже пугает его интерес к местным жителям и полукровкам, она всей душой презирает искусство, о котором Флори готов говорить часами... Но Флори не видит ее настоящей. Он видит свою мечту, "воплотившуюся" в прекрасную девушку.
Конечно, такое большое несоответствие воображаемого и реального, должно было привести к трагедии...
Но я не буду говорить, чем роман закончился, чтобы не испортить впечатление от финала.
Финал сильный. Осадок долго еще продолжает свой танец внутри, прежде чем улечься новым слоем на дно души.