Гайда - это таджичка, которая знает 1% русского языка. Так она сама оценила свои знания. При этом в переписке на Авито нет ни одной ошибки. Может быть, прогоняла через переводчик? Ведь на занятиях она постоянно спрашивает, как правильно пишется то или иное слово!
- "Играет" - есть мягкий знак?
- Нет.
- Ой, значит, я неправильно записала... То есть нигде нет мягкого знака, так?
- Он есть в словах "играть" и "играешь".
Я ответила, не подумав, но потом поняла, что не должна отвечать на такие вопросы... Запрос был на грамматику русского языка, а не на орфографию. А если точнее, то нужно "спряжение основных глаголов". То есть я тупо должна была сначала выдать схему спряжения правильных глаголов, а потом показать, как спрягаются часто употребляемые неправильные... Но запрос расширился. Впрочем, речь не об этом... Мне кажется, что Гайда задаёт вопросы, на которые прекрасно знает ответы. В конце статьи сделаю несколько предположений, зачем это нужно.
На первом занятии состоялось два обмена репликами, на которые я сначала не обратила внимания... Первый обмен репликами начался с того, что Гайда ненадолго отошла, потому что ей надо было помочь маленькому ребёнку. Через пять минут она вернулась и сказала:
- Извините, я ещё тут с ребёнком.
И я ответила ей:
- Ничего страшного.
Я уже писала, что в конце занятия Гайда меня немного обидела, сообщив, что переведёт четыре тысячи, но с осторожностью, потому что многие берут предоплату и исчезают. Я её успокоила:
- Если передумаете, я верну деньги.
Она ответила:
- Не думаю, что передумаю.
На втором занятии мы по просьбе Гайды проходили некоторые глаголы с приставками... Я объясняла, в чём разница между "отработать", "выработать", "поработать", "доработать", "заработать" и др. Было сложно, потому что многих элементарных слов, с помощью которых я это объясняла, Гайда не понимала.
- "Передумать" - это значит изменить решение.
- Не поняла... Что значит "изменить"? Скажите синонимами!
- Поменять, - сказала я, думая, что глагол "изменить" непонятен из-за непривычной приставки.
- Нет, всё равно не понимаю... Скажите в предложении!
- Сначала он хотел пойти во "Вкусно и точка", но потом передумал и пошёл в "Бургер Кинг".
- А! То есть сначала одно хотел сделать, а потом захотел сделать другое! Теперь поняла... Немного...
Заметьте, слова "захотел" и "сделать" употребляются правильно... Но глагол "хотеть" мы ещё вообще не проходили!
- Глагол "погулять" может употребляться, например, в таком предложении: "Сегодня я подольше погуляю с ребёнком".
- "С ребёнок" или "с ребёнком"?
Заметьте, и глагол "передумать", и форма "с ребёнком" правильно употреблялись на первом занятии! Самая безобидная причина такого несоответствия - желание изучать язык с нуля, чтобы преподаватель не тестировал. Именно так я в своё время поступила с репетитором по португальскому, но тогда следила за тем, чтобы мои ответы соответствовали объяснениям... Сказали мне, что "мой" - это meu, и я употребляю это слово со всеми существительными, даже женского рода, потому что форму minha мы ещё не проходили! Или, может быть, Гайде самой нужно объяснить грамматику русского языка какому-нибудь земляку и она хочет посмотреть, как объясняют другие... Но ещё может быть, что Гайда - мошенница. Может быть, когда-нибудь она выдвинет невыполнимые условия, от которых я откажусь, и занесёт меня в чёрный список репетиторов. И, чтобы меня убрали из этого списка, надо будет заплатить... Только есть один нюанс: чёрные списки репетиторов существуют, но не такие серьёзные, как, к примеру, чёрные списки таксистов и пассажиров. Если даже обо мне напишут в одном обсуждении, это никак не повлияет на возможность набора новых учеников.
Но это всё только предположения...