Марийка была в семье старшей из детей. Она родилась ровно через год после свадьбы родителей . А после нее появились Аннушка, Петр и Яша. Семья была дружной. Родители всегда были вместе. Марийка навсегда запомнила,как светились мамины глаза при виде отца и с губ не сходила улыбка. Она не помнила, чтобы родители ругались или кто то из них повышал голос. Слышала не раз, как соседки на улице говорили, что Паша с Василием живут счастливо и гордилась своими родными.
Марийка мечтала, что и она,когда выйдет замуж,будет жить с мужем дружно. А еще хотелось стать ей закройщицей, чтобы шить себе и своим дочуркам красивые платья. Она была очень дружна с младшей сестренкой Аннушкой и хотела иметь в своей семье дочерей. С братишками беда: то грязными пришли, то рубаху новую порвали. Мама пошила братишкам красивые новые рубашки, а Петя в тот же день и умудрился ее порвать. Вздохнула бабушка, да и поставила заплатку на новую рубашонку. Обрезков ткани не нашла, да и пришила другой кусочек, чтобы дыру закрыть. Рубаху конечно испортили.
Мама шить умела, а вот кроить у нее не очень получалось. Распорет старую кофту или платье ,по ним и кроит. Обшивала все семейство, вечерами под стук машинки и засыпали дети. Эту машинку отец маме подарил на свадьбу. Родители часто вспоминали разные истории из жизни семьи. Дети слушали эти рассказы, они каждый раз уточняли отдельные моменты, ведь воспоминания эти они слышали много раз. Девочкам особенно было интересно, они потом и между собой говорили о жизни родителей. Между сестрами была разница в два года, но девочки были очень дружны и почти не расставались. Мама шила им одинаковые платья и многие принимали их за близнецов. Они были очень похожи: черноглазые, черноволосые красавицы.
В школе Аннушка училась лучше Марийки, она повторяла все за старшей сестрой и когда пришло время идти в школу, то она многое умела и знала. Марийка гордилась,когда имя сестры называли на школьных линейках в числе других отличников. А Марийка после уроков спешила домой помогать бабушке по хозяйству.
Так они и росли в хорошей ,дружной семье пока не грянула война. Марийка закончила школу и готовилась поступать в швейный техникум в Харькове, Аннушка просилась учиться со старшей сестрой после восьмого класса. Но отец не разрешил-надо вначале школу закончить. А мама вечерами уговаривала ее не расстраиваться, нельзя же сразу двоим девчонкам из дома уезжать. Бабушка болеет, кто по хозяйству родителям поможет?
Девчонки договорились, что как Марийка начнет учиться, то и для Аннушки все разузнает и на будущий год поедут вместе. А одной то ехать было боязно, привыкли всегда быть вместе. Ближе друг дружки у них подруг не было.
И вдруг оглушительное сообщение :"Война!".Мать заметалась как раненная птица:-Это же Василия заберут на фронт! Отец позвал сыновей во двор, стал показывать что и где храниться. Если его призовут на войну, то ребята за него останутся. Впервые дети услышали , что голос у отца может быть стальным. Он не суетился, а по крестьянски обстоятельно стал заниматься во дворе. Петя и Яша от него не отходили, помогали, смотрели,как и что отец делает.
Бабушка последнее время болела, она лежала на кровати и по ее щекам катились слезы. Девушки тормошили бабушку, а она лишь повторяла;-Это конец...
Через день бабушки не стало. Ушла ночью, когда все спали. Ни с кем и не попрощалась. Утром стали готовиться к похоронам.Хоть и лето, а по христианским обычаям на третий день покойника земле предают. Отец пошел на работу-звать копачей ямы на кладбище. В доме собрались родственники. Все вели себя сдержанно, но запели певчие и все стали плакать, потом -причитать в голос. Все оплакивали свое неизвестное будущее. Кое-как удалось успокоить собравшихся. А здесь в дом вошел отец.Был он какой-то взволнованно чужой. Жестом позвал мать выйти во двор, девушки,предчувствуя что то, нехорошее вышли следом. Они не слышали слов отца, только увидели, что мама оседает на землю, а отец ее подхватывает. Они бросились к родителям. Отец сказал,что ему вручили на завтра повестку. Можно на пару дней задержаться из-за похорон. Но он пойдет со всеми мужчинами-односельчанами, чтобы потом не добираться одному, а быть вместе с земляками.
У Марийки вырвался вопрос:-А как же похороны бабушки? Отец ответил, что похоронят завтра с утра, а отправляют их на барже днем. Прибежали мальчишки, они не могли понять,что происходит у них во дворе. Марийка подтолкнула Аннушку к братьям, а они с отцом перенесли маму на кровать. Мать лежала молча и по ее щекам, как у бабушки, текли слезы. Дети сгрудились около кровати , они не знали,что делать, только Яша повторял:-Мамочка, только ты не умирай...
К вечеру мама поднялась.Во дворе на уличной печке соседки готовили поминальный обед, они все делали без участия хозяев. Василий ушел по своим делам, а мать стала собирать ему мешок на дорогу.
Так получалось, что в один день дом покидали и бабушка и отец. Похороны отвели до обеда, сели помянуть бабушку, да и пошли отца провожать. Мать шла ,держась за руку отца. Они за свою совместную жизнь не разу не расставались надолго. Она представить себе е могла, как она будет без мужа и свекрови. Василий всю дорогу давал наказы , что,когда делать. Мальчишки согласно кивали головами-они все это слышали дома от отца. Марийка и Аннушка шли за родителями крепко взявшись за руки.
На берегу Дона было много народа: отъезжающие на фронт и провожающие. Было шумно, говорили все сразу. Вдалеке играла гармошка. Марийка подумала, что так она ни к месту, ведь горе у всех, а не радость, чтобы веселиться. Объявили посадку, стали выкрикивать фамилии призывников.Петя и Яша обхватили с двух сторон отца, а он обнимал и целовал мать. Потом прижал к себе дочерей. Сказал:-Маму берегите.Ей труднее всех. И меня ждите, замуж не повыскакивайте. Потом отстранил мать и шагнул к трапу на баржу.
Девушки потом вспоминали минуты прощания и не могли припомнить выкрикнули ли их фамилию или отец пошел не дождавшись ее.
Они долго стояли на берегу,как и многие односельчане, махая вслед уплывающей барже с мужчинами на борту.Потом побрели домой. Мама показала дочерям кольцо отца. Он по дороге снял и отдал его жене, сказав, что оно будет ей талисманом на время расставания.
Девушки украдкой смахивали слезы, мама молчала. Дома она ,не раздеваясь легла на кровать и отвернулась к стене. Так она лежала до утра. А утром сказала,что кому из детей делать по дому и ушла на работу.
Марийка не могла понять,что ей делать. Учеба отменяется однозначно, дома сидеть не получится...И отправилась в райком комсомола...
В райкоме было много народа, встретила здесь своих соклассников. Они пришли записываться добровольцами в армию.Но до 18 лет никого не брали и всем посоветовали идти в колхозы, там не будет хватать рабочих рук. Марийка зашла в кабинет инструктора, тот поднял на нее воспаленные красные глаза:-На фронт не отправляем! Друзья тебе не сказали этого?
Марийка ответила: -Сказали! А если на курсы какие? Санитарок или связисток? Я школу хорошо закончила, смогу освоить.
Инструктор ответил; У нас списки всех вас есть, будем решать и вызовем когда время придет, а пока в колхоз на уборку отправляйтесь.
Марийка по пути домой зашла к маме в швейную мастерскую. Там разгружали тюки ткани. Анна Петровна-заведующая мастерской предложила : Мария, шить можешь? Приходи матери помогать, у нас большой заказ, работы много.
И потекли рабочие будни. Марийка с мамой ходили на работу, Аннушка после школы хозяйничала дома, ребята тоже учились. От отца письма приходили нечасто. О себе он писал немного, все расспрашивал о их жизни, давал советы, просил беречь маму.
Зима пришла неожиданно быстро в том году. Уже в ноябре ударили морозы, выпал снег.Мама по долгу смотрела в окно, переживала,как там отец, не голоден ли , не мерзнет ли...А у них дома было тепло, но грустно. Как то Марийка проснулась ночью, увидела, что мама стоит на коленях перед зажженной лампадкой. Она молилась и просила бога даровать отцу здоровье и жизнь. По дороге на работу она спросила мать, с каких пор она стала верить в бога. Мать,помолчав, ответила, что всегда в него верила, всегда просила у него помощи. И помогал он ей во всем и всегда. А бабушку не уберегли, да не по правилам в торопях похоронили, вот и боится,что разгневали всевышнего, как бы с отцом чего не вышло. Сны ей плохие снятся уже которую ночь, переживает сильно за отца.
Так и прошла зима в заботах и хлопотах. В марте Марийку вызвали в райком. Прибежала с работы, а там уже собралось девушек человек 20-25. Всех пригласили в зал и объявили,что подлежат они мобилизации на трудовой фронт. Для выпуска вооружения нужно много топлива, шахты работают беспрерывно,но не хватает угля и будут разрабатывать торфяники . И отправят их туда как только начнется судоходство на Дону, в конце марта до поздней осени.
Новость была неожиданной. Марийке 18 исполнилось в январе, она заходила в райком ,чтобы опять проситься на фронт, но ей было сказано ожидать приглашения.Ей хотелось на фронт, с автоматом идти в бой или, на худой конец, выносить с поля раненых. А здесь-трудовой фронт, у них на работе тоже трудовой фронт-шьют белье для солдат.
Сказала новость в швейной мастерской, Анна Петровна вздохнула-надо искать замену, а у Марийки уже работа быстро шла. Другие женщины смотрели на нее с сочувствием. Что это за торфяники и какая на них работа? Мама молча вытирала слезы .
Проработала Марийка в мастерской почти весь март. Весна пришла дружная, солнце светило ярко, с гор бежали ручьи, вся дорога была залита талыми водами. Настроение было приподнятое, омрачало его только напоминание о войне. Марийку и волновал отъезд из дома, но молодой девушке хотелось чего то нового и она собиралась в дорогу. 28 марта ей на работе посыльный из военкомата сказал, что завтра будет отправка на торфяники, надо в 10 часов быть на причале в Кирпичах.
Анна Петровна отпустила их с мамой с работы как только стало известно об отправке. Дома натопили печь, напекли лепешек Марийке в дорогу, да сухарей мешочек ,ранее припасенных ,достали. Мама любовалась струящимся по спине Марийкиными косами. И вдруг сказала, что лучше косу обрезать. Неизвестно какие там будут условия. Аннушка заплакала,она не представляла сестру без ее смоляной косы. Удивилась маминому предложению и Марийка. А потом подала матери ножницы:-Режь мама, пусть коса дома остается,как и вся моя прошлая жизнь...
Мать, глотая слезы, остригла косу дочери. Волосы прядями падали на пол. Аннушка бережно их собрала, заплела в косу и положила в приготовленный мамой мешочек. А Марийка уже крутилась перед зеркалом, не узнавая себя со стрижкой.
Утром всей семьей они отправились на причал. Ждали на весеннем ветру недолго, вот и баржа подала гудок,а потом показалась из-за поворота. Все собравшиеся задвигались на причале, стали обниматься прощаясь. Плакали, говорили слова напутствий, обещали писать и вернуться домой. Погрузка была быстрой, на барже уже были девушки из других сел и все они поплыли в неизвестность...А провожающие еще долго стояли на берегу и махали им вслед.
Весну было не остановить. С каждым днем становилось теплее, показалась первая травка, в саду зацвели подснежники. Солнышко играло своим отражением в весенних лужах.Теперь вместо Марийки шить пошла Аннушка. Ей работа нравилась. В школе договорились, что ее допустят до итоговых экзаменов, училась она хорошо.
А на работе вначале она уставала, а потом привыкла. День прибавился, с домашними делами справлялись братишки. Да и делов о было: хозяйство управить да печь истопить. А вечером они с мамой быстро готовили ужин.Еда их разнообразием не отличалась: отварная картошка, квашеная капуста да молоко. Хлеб пекли раз в неделю, муки оставалось мало ,ее берегли и хлеб был только на обед. Как то вечером Яша принес пучок молодой крапивы-борщ зеленый сварили-все разнообразие. Стали готовиться к посадке огорода: достали из погреба посадочную картошку, прочие семена. Ребята,запрягшись в борону , заборонили огород. Земля подсыхала и скоро надо было начинать посадки.
В один из апрельских дней закончился крой ткани на пошив белья, и Анна Павловна отпустила швей с работы раньше обычного. Аннушка с мамой поспешили домой-может и начнут сегодня посадку огорода. Только зашли во двор, как показался почтальон Никанорыч. Мама осталась его поджидать у ворот. Никанорыч хромал, ходил медленно. Аннушка дошла до дома, но что то помешало ей войти в дом и она пошла обратно к воротам. Никанорыч достал солдатский треугольник и протянул матери. Она взяла его в руки, прижала к груди и пошла навстречу Аннушке. Дочь протянула руку, чтобы взять письмо, но мать продолжала идти к дому. Аннушка последовала за ней. Дома мать села на стул и протянула письмо дочери. Почерк был не отца, Аннушка ,волнуясь развернула листок...Она пробежала глазами по тексту. Ровным почерком писаря было написано, что отец погиб в боях под Ржевом.
- Как сказать это маме? А может это ошибка? Мама не перенесет этого известия...Мысли проносились в голове Аннушки. Она молча смотрела на мать, не в силах сказать того,что прочла в письме. Мать все поняла. Она подошла к кровати и упала на нее. Мать плакала и кричала как раненный зверь. Мальчишки ,услышав крик, прибежали к дому, Аннушка вышла им на встречу. -Папы больше нет. Только и смогла им сказать. Увидела, что к дому сходятся соседки и больше ничего она не помнила.