Вчера в Индии совершенно буднично и незаметно начался саммит G20 — такой невысокий интерес объясняется отсутствием лидеров России и Китая, без которых решение каких-то серьезных проблем просто невозможно.
Хотя некоторые страны и не собирались ничего решать — тот же Вашингтон хотел использовать эту площадку для «осуждения российской агрессии», но мудрые индийцы не позволили этого сделать. Сначала Дели отказались пригласить на этот саммит Зеленского, а затем выступили против включения украинского вопроса в итоговую декларацию — это стало очередным поражением Запада, который больше не способен навязывать окружающим свою повестку.
Была у американцев и еще одна задача — своей активностью они должны были доказать, что формат G20 все еще жив и актуален, потому что после недавнего саммита БРИКС многие стали всерьез в этом сомневаться. Отсюда и такое количество двусторонних переговоров и договоренностей — Джо Байден пообщался с лидерами Индии и Саудовской Аравии, а так же поддержал заявку Африканского союза на место постоянного члена Большой Двадцатки.
На самом деле Соединенные Штаты просто пытаются запрыгнуть в уходящий вагон - инициативу о принятии африканцев еще в июне озвучил Нарендра Моди, а одними из первых это предложение поддержали Россия и Китай. Как бы в Вашингтоне и Брюсселе не старались, перебить растущее влияние Москвы и Пекина они просто не в состоянии — развивающийся мир стремится к равноправному сотрудничеству и уже по горло сыт «бременем белого человека».
Но один договор Байден все таки может занести себе в актив — он в общих чертах согласовал строительство железной дороги из стран Ближнего Востока в Индию. Вообще, этот проект родился уже очень давно — в Белом доме его рассматривали как альтернативу китайской программе «Один пояс — один путь», но денег на его реализацию найти так и не удалось. Вот и сейчас никто не понимает, кем и как эта масштабная стройка будет финансироваться — зато сонный Джо на радостях попытался пожать руки Нарендры Моди и Мухаммеда бен Сальмана, что выглядело крайне неловко и нелепо.
Еще одним предложением Байдена стало создание фонда для помощи развивающимся странам — на эти цели он планировал выбить у своих западных коллег 100 миллиардов долларов, правда даже родной Конгресс не собирается выделять на это деньги. Даже если эту сумму и удастся наскрести, то соперничать с Китаем у Соединенных Штатов все равно не получится — в рамках своего нового «Шелкового пути» Поднебесная уже инвестировала в страны Глобального Юга более одного триллиона долларов.
Если же говорить об итоговой декларации, то в ее принятии были большие сомнения — та же Франция на предварительных слушаниях заявила, что если в документе не будет пункта об «осуждении России», то она ничего не подпишет. В конце концов представителей Запада все же продавили, и в коммюнике нет ни слова о чьей-либо агрессии — лидеры лишь призвали страны мира «воздержаться от шагов против территориальной целостности любого государства».
Вообще, принятую декларацию можно смело охарактеризовать как «борьба за все хорошее против всего плохого» - никаких конкретных решений в ней озвучено не было. В очередной раз была поднята пресловутая зерновая сделка, при этом глава ЕС Шарль Мишель позволил себе обвинить Россию в «циничном срыве поставок зерна уязвимым странам» - европейцы продолжают лицемерить, хотя весь мир прекрасно знает, куда направились украинские зерновые.
Так что как бы Запад не старался, превратить площадку G20 в антироссийскую у него не вышло — радушные индийские хозяева оказались мудрее и выше этого, поэтому любые попытки русофобии сразу же пресекались. И именно Индия стала главной звездой этого саммита — она проявила не только свои организаторские, но и лидерские качества, не поддавшись давлению и шантажу со стороны западных партнеров.
В целом же значение Большой Двадцатки продолжает падать — это объединение является пережитком старого мирового порядка, которому не место в новом более справедливом мире.