Цель проповеди. Углубить понимание того, что является живой верой и что является верой мертвой? Многие люди верят в Бога, есть люди, некоторые верят в себя, есть люди, которые верят в своих богов. Мы с вами верим в Иисуса Христа. И очень часто эта вера похожа, наша жизнь похожа на жизнь людей, которые живут рядом с нами. И она ничем не отличается от их жизни. И наша вера иногда очень похожа на веру людей, которые не верят в Иисуса Христа – Единственного Сына Божьего. Давайте же разберемся. Что является верой живой и что ей не является, что является верой мертвой?
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.
3 И скажет фараон [народу своему] о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.
4 А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают [все] Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
6 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою;
7 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.
8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.
9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
10 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
14 Господь будет сражаться за вас, а вы будьте спокойны.
15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,
16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;
17 Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его;
18 и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
19 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
23 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;
25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь сражается за них против Египтян.
26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.
28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону.
30 И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.
31 И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:(Исх.14:1-31)
1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.
2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
3 Господь муж брани, Иегова имя Ему.(Исх.15:1-3)
Знаете, образы Ветхого Завета часто являются для нас образами Того, как поступать не нужно. Но часто мы с вами поступаем так, как будто бы мы повторяем те ошибки и те грехи, которые совершал Израиль.
И я хочу вас спросить, как вы думаете, в чем проблемы? Вот в этом отрывке в этом тексте, который мы с вами прочитали?
Было общение Бога с Моисеем. Бог сказал Моисею, что я буду бороться за вас, что вот придут египтяне, у вас будут проблемы, они попытаются вас убить, но я буду вас защищать. И Моисей это знал, знали это и израильтяне. Ну вот смотрите, что происходит, когда в нашей жизни наступают проблемы? Мы так же, как и израильтяне, начинаем роптать, начинаем возмущаться, начинаем плакать над нашей жизнью и говорить. Ну Бог, как же Ты не досмотрел, как это со мной могло произойти? Почему это случилось в моей жизни? Такое часто бывает, у меня по крайней мере.
Обещал ли Бог нам, христианам помогать и заботиться о нас? Да и Аминь. В Библии более 5000 обещаний Божьих. В Евангелии от Иоанна есть 14 глава. От нее вообще дух захватывает, от тех обещаний, которые дает Иисус своим последователям. Верим ли мы им? А когда мы в сложной ситуации, что происходит с нашей верой?
В первую очередь, нам дан удивительный инструмент для изменения нашего характера и нашей жизни. Это Библия – Слово Божье – Священные Писания.
Нам необходимо не просто читать их, только как исторические или жизнеописательные книги, пусть даже Божественной жизни, а использовать ее как лекало – читая текст, прикладывать его к своей жизни, к своему характеру. Во время этого приложения мы увидим определенную проблему. И с этой проблемой нам нужно что-то делать. Либо отодвигать текст Священного Писания, либо изменять свой характер с помощью живущего в нас Святого Духа.
Итак, какая же проблема выступает в выбранном нами отрывке из Книги Исход, 14 главы?
Давайте рассмотрим историко-литературный контекст нашего отрывка, чтобы лучше разобраться, какого же качества у меня вера?
Автором книги Исход является Моисей (Исход 17:14; 24:4-7; 34:27).
Книга адресована верующим людям и людям, которые начали искать Бога, понимая, что их жизнь, их мысли и характер далеки от идеальных.
Книга Исход была написана между 1440 и 1400 гг. до н.э.
Цель написания: В Божественном понимании, исход израильтян из Египта положил конец периоду угнетения потомков Авраама (Бытие 15:13) и дал начало выполнению обетования Аврааму о том, что его потомки будут не только жить в Земле обетованной, но размножатся и станут великой нацией (Бытие 12:1–3, 7). Целью этой книги может быть названо отслеживание быстрого развития потомков Иакова от Египта до установления теократической нации в их Земле обетованной.
Этот период известен как Новое царство Древнего Египта - время, отмеченное возвышением могущественных фараонов и военными завоеваниями. Самым известным фараоном этого периода был Тутанхамон, который стал фараоном в возрасте девяти лет и умер в возрасте девятнадцати лет.
В это время были построены впечатляющие храмы и памятники, в том числе великие храмы Луксор и Карнак, а также Долина царей. Однако этот период был также отмечен политической нестабильностью и потрясениями, поскольку египтяне столкнулись с вторжениями внешних сил, таких как хетты и ливийцы.
Политическая ситуация в Египте в это время характеризовалась централизованной властью, которой управлял фараон, считавшийся богом на земле. В обязанности фараона входило регулирование торговли и коммерции, контроль за отправлением религиозных культов, поддержание правопорядка на территории царства. Правительство поддерживалось сетью чиновников и администраторов, которые отвечали за повседневное управление царством.
Несмотря на политические потрясения, этот период также был отмечен культурными и интеллектуальными достижениями. Египтяне внесли значительный вклад в медицину, математику и астрономию, а их искусство и архитектура остаются одними из самых впечатляющих среди всех древних цивилизаций.
В заключение следует отметить, что политическая ситуация в Египте в 1400 г. до н.э. характеризовалась возвышением могущественных фараонов, военными завоеваниями и нестабильностью, связанной с иностранными вторжениями. Несмотря на все трудности, этот период был отмечен культурными и интеллектуальными достижениями, которые продолжают вдохновлять нас и сегодня.
Культурная ситуация в Египте в 1400 г. до н.э. характеризовалась периодом больших изменений и инноваций как в архитектуре, так и в социальной структуре. Цивилизация процветала и расширялась, продолжалась торговля с соседними регионами, такими как Месопотамия.
В это время египтяне были в основном политеистами, поклонялись пантеону богов и богинь. Высшая религиозная и политическая власть принадлежала фараонам, которые сами считались божественными фигурами. Считалось, что они отвечают за благополучие своего народа и поддерживают порядок во всех сферах жизни общества.
Что касается архитектуры, то египтяне сохранили свой легендарный стиль массивных каменных сооружений, используя такие приемы, как разработка карьеров и обработка камня. Такие памятники, как Большой Сфинкс, пирамиды Гизы, многочисленные храмы и обелиски, были возведены как свидетельство величия фараонов и их богов.
Художественный стиль этого времени отличался высокой стилизацией и часто изображал сцены из повседневной жизни, а также религиозные и мифологические сюжеты. Рисунки и иероглифы украшали многие стены храмов и гробниц, давая представление о верованиях, обычаях и нравах древних египтян.
Общественная структура того времени была высоко иерархичной: на вершине находились фараоны и аристократия, далее шли писцы, ремесленники, земледельцы, а в самом низу - рабы и военнопленные. Однако существовали возможности для продвижения по карьерной лестнице, например, через образование или военную службу.
Несмотря на хорошо организованную структуру общества, египтяне не были застрахованы от конфликтов и потрясений. В период Нового царства в Египет вторгались различные иностранные державы, в том числе хетты, ассирийцы и персы. Эти вторжения привнесли в регион новые культуры и технологии, а также привели к изменениям в восприятии египтянами своего места в мире.
В заключение следует отметить, что культурная ситуация в Египте в 1400 г. до н.э. была ярким, динамичным и преобразующим периодом в истории цивилизации. Египтяне добились значительных успехов в различных областях, включая архитектуру, искусство, религию и социальную структуру, которые и сегодня вдохновляют и интригуют ученых и энтузиастов.
Давайте рассмотрим литературный контекст Книги Исход.
Исход подхватывает повествование книги Бытие о Божьих отношениях со Своим избранным народом, евреями. В книге отслеживаются события с входа Израиля в Египет в качестве гостей Иосифа, который пользовался влиянием в Египте, до того момента, пока они в конечном итоге не были освобождены от жестокого рабства, в которое были введены новым царем, «который не знал Иосифа» (Исход 1:8).
Главы 1–14 описывают угнетение евреев фараоном, становление Моисея как их избавителя, язвы, которые Бог навел на Египет из-за отказа их правителя подчиняться Ему, и исход из Египта. Могущественная рука Божья проявляется в чудесах язв – закончившихся смертью первенцев и учреждением первой Пасхи, избавлением израильтян, разделением Красного моря и уничтожением египетской армии.
Средняя часть Исхода описывает блуждания в пустыне и чудесную заботу Бога о Своем народе. Но даже хотя Он давал им манну небесную, превращал горькую воду в сладкую, давал воду из скалы, поражал их врагов, написал Закон на каменных скрижалях Своей собственной рукой и показывал Свое присутствие в форме столба из огня и облака, люди постоянно проявляли недовольство и восставали против Него.
Последняя треть книги описывает строительство Ковчега Завета и план скинии с ее различными жертвами, алтарями, мебелью, обрядами и формами поклонения.
План Книги Исход можно представить одним из следующих способов:
План А (событийный)
I Угнетение (1:1–12:36)
II Освобождение (12:37–15:21)
III Странствование (15:22–19:25)
IV Божье откровение (20:1–24:18)
V Поклонение Богу (25:1–40:38)
План B (географический)
В Египте (1:1–15:21)
К горе Синай (15:22–19:2)
У горы Синай (19:3–40:38)
План С (сотериологический)
I. Спасение Богом: избавление от страданий (1–14)
А. Страдания (гл. 1–11)
В. Освобождение (гл. 12–14)
II. Ответная хвала человека (15:1–21)
III. Божье действие: спасение (15:22–18:27)
А. От жажды (15:22–27; 17:1–7)
Б. От голода (гл. 16)
В. От отчаяния (17:8–16; 18:1–27)
IV. Ответное послушание человека (гл. 19–31)
V. Нарушение и обновление завета (32–40)
Наш отрывок находится в разделе «Освобождение». В нем описывается Божье действие по освобождению Своего народа из рабства египтян.
Если мы действительно верим в Бога, если мы действительно Его дети, то мы должны быть уверены, что после периода угнетения в нашей жизни наступит период освобождения, и нам необходимо быть к нему готовыми и верными.
План нашего отрывка
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.
3 И скажет фараон [народу своему] о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.
4 А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают [все] Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
6 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою;
7 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.
8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.
9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
10 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
14 Господь будет сражаться за вас, а вы будьте спокойны.
15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,
16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;
17 Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его;
18 и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
19 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
23 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;
25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь сражается за них против Египтян.
26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.
28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону.
30 И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.
31 И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:(Исх.14:1-31)
1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.
2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
3 Господь муж брани, Иегова имя Ему.(Исх.15:1-3)
I Господь знает обо всех событиях в нашей жизни
A Мы часто попадаем в сложные жизненные ситуации
B Люди могут проявлять к нам злобу и враждебность
C Бог может использовать ситуации, чтобы выявить, что у человека в сердце
II Когда наступает сложная или трагическая ситуация у нас есть выбор как реагировать
A Израильтяне испугались
B Они возопили к Господу
C Они возмутились на Моисея
D Они вспомнили, что не хотели уходить из Египта
III Слово Божье возвращает наш разум к Божьим обещаниям
A Писание говорит – стойте и не бойтесь
B Писание говорит – увидите спасение Господне
C Писание говорит, что ваши враги будут побеждены
D Писание говорит пастырям, чтобы они руководили народом Божьим
IV Мы должны уповать на сверхъестественные силы
A Бог повелевает народу и церкви молиться
B Ангел Господень двинулся и встал между египтянами и евреями
C Для одних Он был светом для других мраком
D Духовное руководство призвано молиться в сложной ситуации
E По молитве Господь дал ответ в сложной ситуации
V Ответ может не прийти и ситуация может ухудшиться
A египтяне погнались за израильтянами
B израильтяне прошли по дну моря, между стенами воды
C египтяне побежали за ними и погибли
D нам необходимо дожидаться Божьих ответов
E нам необходимо оставаться верными даже если ответов нет
VI Когда мы видим Божьи ответы, вера уже не нужна
A Господь поразил египтян
B Израильтяне увидели мертвые тела
C Израильтяне увидели действие Божье
D Израильтяне восславили и воспели Господу
E Израильтяне поблагодарили Господа
Проблема данного отрывка – как я ее вижу для своей жизни, это то, что мы как и все люди славим Бога и благодарим его, когда Он уже помог нам, до этого мы можем возмущаться, расстраиваться и переживать, беспокоится и мучаться, даже физически страдать. Живая вера дает нам возможность начать славить Бога уже в тех обстоятельствах, которые мы считаем трагическими. Это позволяет людям определить нас как детей Божьих, и позволяет Богу действовать в полной мере.
Это увидели египтяне. Это увидел темничный страж, когда Павел и Сила были заключены в темницу и славили там Бога.
Самым главным примером остается для нас страдающий Иисус на кресте. Даже находясь в самой несправедливой ситуации во всей человеческой истории, Он не злословил людей, Он не злословил Бога, Он занимался спасением людей, находясь на кресте – распятый рядом с Ним разбойник получил спасение, римский сотник, видевший сотни, если не тысячи распятых пришел к выводу, что это действительно Сын Божий.
Пройдя все страдания Иисус предал свой дух Богу и воскликнул «свершилось». Это был победный возглас нашего спасения.
Моисеев закон был дан отчасти для того, чтобы показать человечеству, что оно не в состоянии выполнить его. Мы не можем угодить Богу исполнением закона, поэтому Павел призывает нас поверить «в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание верой в Христа, а не делами Закона, так как делами Закона «не оправдается никто из живущих» (Галатам 2:16).
Предоставление Богом всего необходимого израильтянам, от избавления из плена до манны и перепелов в пустыне, являются очевидными признаками Его благодатной заботы о Своем народе. Бог обещал обеспечить все наши нужды. «Потому что верен Бог, призвавший вас к общению со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим» (1 Коринфянам 1:9).
Мы должны верить в Господа, ибо Он может избавить нас от любого несчастья. Но Бог не оставляет грех безнаказанным. Поэтому мы можем доверять Ему в Его возмездии и справедливости. Когда Бог избавляет нас от плохой ситуации, мы не должны возвращаться к ней. Когда Бог требует что-то от нас, Он ожидает от нас послушания, но в то же время Он дает благодать и милость, потому что знает, что самостоятельно мы не сможем в полной мере подчиняться, но должны к этому стремиться во время нашей земной жизни.
Пусть благословит вас Всевышний в поиске Истины.
С уважением, молитвой за вас и с Божьей любовью
Рустам Кодаш Насыров