Найти в Дзене
Призрачная редакция

Эволюция странностей: 6 фильмов Йоргоса Лантимоса, которые стоит посмотреть до «Бедных-несчастных»

Оглавление

Йоргос Лантимос
Йоргос Лантимос

Главную награду недавно завершившегося 80-го Венецианского кинофестиваля завоевал фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». И пока вы еще не успели его посмотреть, мы решили проследить творческий путь греческого режиссера и рассказать вам о траектории его развития.

Кинетта (2005)

Этот фильм стал сольным дебютом Йоргоса Лантимоса в качестве режиссера (сценарий был написан в соавторстве с Йоргосом Какнакисом) и, пожалуй, его вполне можно считать отправной точкой в формировании фирменного стиля греческого «волшебника странностей». 

Кадр из фильма «Кинетта»
Кадр из фильма «Кинетта»

Действие картины разворачивается в межсезонье в курортном городке Кинетта (Западная Аттика). А его главными героями являются горничная, фотограф и полицейский, которых объединяет крайне необычное увлечение — реконструкция убийств. Визуально фильм абсолютно непохож на другие работы Лантимоса, так как был снят на ручную камеру. Но его «унылая» эстетика, необычный сюжет и своеобразный юмор получили развитие в будущем творчестве греческого режиссера.

Клык (2009)

В этом фильме, ставшем победителем программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, Йоргос Лантимос продолжил гнуть свою «странную» линию, добавив к безумию «Кинетты» тревожную сюрреалистическую атмосферу, весьма экстравагантную операторскую работу (Тимиос Бакатакис) и бесстрастные лаконичные диалоги. 

Кадр из фильма «Клык»
Кадр из фильма «Клык»

Сюжет фильма вращается вокруг состоятельной греческой семьи, в которой дети полностью изолированы от внешнего мира. Смысл этой необычной «педагогической» концепции остается неизвестным. А основной акцент делается на том, как далеко готовы зайти родители в ее реализации (спойлер: очень далеко). Международные критики единогласно признали фильм шедевром, поставив Йоргоса Лантимоса в один ряд с самыми известными провокаторами мирового кинематографа — Луисом Бунюэлем, Михаэлем Ханеке и Ларсом фон Триером.

Альпы (2011)

Анды, Гималаи, Кордильеры, Аппалачи — любой из этих горных хребтов можно заменить на Альпы, и ни один человек в мире не заметит подвоха. Такая странная мысль приходит в голову медсестре, решившей организовать «группу поддержки» людей, чьи родные недавно скончались. Идея этого авантюрного стартапа (в котором помимо упомянутой медсестры участвуют водитель скорой помощи, юная гимнастка и ее тренер) заключается в том, чтобы предложить скорбящим семьям замену. 

Кадр из фильма «Альпы»
Кадр из фильма «Альпы»

Придерживаясь своего фирменного стиля, закрепленного в предыдущем фильме, в «Альпах» Йоргос Лантимос делает еще один шаг вперед. Он значительно расширяет сеттинг и прибегает к довольно необычному способу съемки диалогов, используя в основном средние планы. 

Лобстер (2015)

Действие этого фильма разворачивается в недалеком будущем, где одинокие люди оказываются вне закона. Дэвиду (Коллин Фаррелл), от которого после 11 лет брака ушла жена, приходится отправиться в странный отель, где у него будет 45 дней на то, чтобы найти себе пару. В противном случае он потеряет свой человеческий облик и будет превращен в животное, которое выберет сам.

Кадр из фильма «Лобстер»
Кадр из фильма «Лобстер»

Несмотря на наличие элементов черной комедии, фильм Йоргоса Лантимоса представляет собой по-настоящему жуткую антиутопию, в которой люди будущего вынуждены игнорировать такие понятия как любовь и счастье, заботясь о сохранении отношений лишь ради безопасности. «Лобстер» бы довольно тепло (но без особого восторга) принят критиками и завоевал Приз жюри Каннского кинофестиваля (третья по значимости награда). А Йоргос Лантимос продемонстрировал свою готовность работать со звездами первой величины и более или менее внушительными бюджетами.

Убийство священного оленя (2017)

Ни один из предыдущих фильмов Йоргоса Лантимоса не является «легкой прогулкой» для зрителей. Ведь депрессивная атмосфера, пугающие своей странностью персонажи и двусмысленные финалы являются неотъемлемой частью фирменного стиля греческого режиссера. Но «Убийство священного оленя» поднимает ставки, предлагая по-настоящему ужасающее путешествие в бездну, лишенное даже намека на эстетский юмор, которым были разбавлены прежние работы мастера.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя»
Кадр из фильма «Убийство священного оленя»

Этот психологический хоррор, номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» и отмеченный наградой за лучший сценарий в Каннах, повествует о семье из штата Огайо, благополучная жизнь которой рушится как карточный домик, когда в ней появляется призрак из прошлого. Количество суперзвезд, поступивших в распоряжение Лантимоса, увеличилось (на этот раз в дуэте с Коллином Фарреллом сыграла Николь Кидман), а молодой ирландский актер Барри Кеоган получил свою первую большую роль. 

Фаворитка (2018)

Действие этого фильма, отмеченного Призом Большого жюри Венецианского кинофестиваля, разворачивается в Англии начала 18 века, а его центральными персонажами являются три дьявольски умные и болезненно одинокие женщины — королева Анна Стюарт (за роль которой английская актриса Оливия Колман получила премию «Оскар»), ее подруга и возлюбленная Сара Черчилль, а также служанка Эбигейл Хилл, являющаяся кузиной Сары. На фоне войны с Францией и внутриполитических перипетий сестры ведут ожесточенную борьбу за расположение королевы и влияние при дворе, используя самые изощренные методы, способные вызвать зависть даже у матерых политиканов. 

Кадр из фильма «Фаворитка»
Кадр из фильма «Фаворитка»

Взявшись за эту костюмированную драму (пусть и как следует приправленную черным юмором), Йоргос Лантимос самым неожиданным образом изменил траекторию своего творческого развития. И дело вовсе не в историческом контексте, нарядах и утрированном макияже. На этот раз греческий режиссер сделал то, чего никогда не делал ранее — полностью раскрыл главных героинь, сделав их объемными, сложными и многогранными. А в остальном  он остался верен себе, пусть и не стилистически, но идейно. Йоргос Лантимос в очередной раз выдал бескомпромиссную сатиру на современное общество, в которой указал на неизменные (как минимум с начала 18 века) человеческие пороки. И о том, что рассказанная им история существует вне времени, более чем красноречиво говорит саундтрек, в котором музыка композиторов эпохи барокко (Бах, Гендель, Перселл) сочетается с произведениями романтиков (Шуберт, Шуман), авторов 20 века (Оливье Мессиан, Люк Феррари) и современного шотландского композитора Анны Мередит. 

Читайте также: 

Секс, пороки и безнадежное отчаяние: 7 самых странных фильмов греческой «Странной волны»

Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!