Главную награду недавно завершившегося 80-го Венецианского кинофестиваля завоевал фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». И пока вы еще не успели его посмотреть, мы решили проследить творческий путь греческого режиссера и рассказать вам о траектории его развития.
Кинетта (2005)
Этот фильм стал сольным дебютом Йоргоса Лантимоса в качестве режиссера (сценарий был написан в соавторстве с Йоргосом Какнакисом) и, пожалуй, его вполне можно считать отправной точкой в формировании фирменного стиля греческого «волшебника странностей».
Действие картины разворачивается в межсезонье в курортном городке Кинетта (Западная Аттика). А его главными героями являются горничная, фотограф и полицейский, которых объединяет крайне необычное увлечение — реконструкция убийств. Визуально фильм абсолютно непохож на другие работы Лантимоса, так как был снят на ручную камеру. Но его «унылая» эстетика, необычный сюжет и своеобразный юмор получили развитие в будущем творчестве греческого режиссера.
Клык (2009)
В этом фильме, ставшем победителем программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, Йоргос Лантимос продолжил гнуть свою «странную» линию, добавив к безумию «Кинетты» тревожную сюрреалистическую атмосферу, весьма экстравагантную операторскую работу (Тимиос Бакатакис) и бесстрастные лаконичные диалоги.
Сюжет фильма вращается вокруг состоятельной греческой семьи, в которой дети полностью изолированы от внешнего мира. Смысл этой необычной «педагогической» концепции остается неизвестным. А основной акцент делается на том, как далеко готовы зайти родители в ее реализации (спойлер: очень далеко). Международные критики единогласно признали фильм шедевром, поставив Йоргоса Лантимоса в один ряд с самыми известными провокаторами мирового кинематографа — Луисом Бунюэлем, Михаэлем Ханеке и Ларсом фон Триером.
Альпы (2011)
Анды, Гималаи, Кордильеры, Аппалачи — любой из этих горных хребтов можно заменить на Альпы, и ни один человек в мире не заметит подвоха. Такая странная мысль приходит в голову медсестре, решившей организовать «группу поддержки» людей, чьи родные недавно скончались. Идея этого авантюрного стартапа (в котором помимо упомянутой медсестры участвуют водитель скорой помощи, юная гимнастка и ее тренер) заключается в том, чтобы предложить скорбящим семьям замену.
Придерживаясь своего фирменного стиля, закрепленного в предыдущем фильме, в «Альпах» Йоргос Лантимос делает еще один шаг вперед. Он значительно расширяет сеттинг и прибегает к довольно необычному способу съемки диалогов, используя в основном средние планы.
Лобстер (2015)
Действие этого фильма разворачивается в недалеком будущем, где одинокие люди оказываются вне закона. Дэвиду (Коллин Фаррелл), от которого после 11 лет брака ушла жена, приходится отправиться в странный отель, где у него будет 45 дней на то, чтобы найти себе пару. В противном случае он потеряет свой человеческий облик и будет превращен в животное, которое выберет сам.
Несмотря на наличие элементов черной комедии, фильм Йоргоса Лантимоса представляет собой по-настоящему жуткую антиутопию, в которой люди будущего вынуждены игнорировать такие понятия как любовь и счастье, заботясь о сохранении отношений лишь ради безопасности. «Лобстер» бы довольно тепло (но без особого восторга) принят критиками и завоевал Приз жюри Каннского кинофестиваля (третья по значимости награда). А Йоргос Лантимос продемонстрировал свою готовность работать со звездами первой величины и более или менее внушительными бюджетами.
Убийство священного оленя (2017)
Ни один из предыдущих фильмов Йоргоса Лантимоса не является «легкой прогулкой» для зрителей. Ведь депрессивная атмосфера, пугающие своей странностью персонажи и двусмысленные финалы являются неотъемлемой частью фирменного стиля греческого режиссера. Но «Убийство священного оленя» поднимает ставки, предлагая по-настоящему ужасающее путешествие в бездну, лишенное даже намека на эстетский юмор, которым были разбавлены прежние работы мастера.
Этот психологический хоррор, номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» и отмеченный наградой за лучший сценарий в Каннах, повествует о семье из штата Огайо, благополучная жизнь которой рушится как карточный домик, когда в ней появляется призрак из прошлого. Количество суперзвезд, поступивших в распоряжение Лантимоса, увеличилось (на этот раз в дуэте с Коллином Фарреллом сыграла Николь Кидман), а молодой ирландский актер Барри Кеоган получил свою первую большую роль.
Фаворитка (2018)
Действие этого фильма, отмеченного Призом Большого жюри Венецианского кинофестиваля, разворачивается в Англии начала 18 века, а его центральными персонажами являются три дьявольски умные и болезненно одинокие женщины — королева Анна Стюарт (за роль которой английская актриса Оливия Колман получила премию «Оскар»), ее подруга и возлюбленная Сара Черчилль, а также служанка Эбигейл Хилл, являющаяся кузиной Сары. На фоне войны с Францией и внутриполитических перипетий сестры ведут ожесточенную борьбу за расположение королевы и влияние при дворе, используя самые изощренные методы, способные вызвать зависть даже у матерых политиканов.
Взявшись за эту костюмированную драму (пусть и как следует приправленную черным юмором), Йоргос Лантимос самым неожиданным образом изменил траекторию своего творческого развития. И дело вовсе не в историческом контексте, нарядах и утрированном макияже. На этот раз греческий режиссер сделал то, чего никогда не делал ранее — полностью раскрыл главных героинь, сделав их объемными, сложными и многогранными. А в остальном он остался верен себе, пусть и не стилистически, но идейно. Йоргос Лантимос в очередной раз выдал бескомпромиссную сатиру на современное общество, в которой указал на неизменные (как минимум с начала 18 века) человеческие пороки. И о том, что рассказанная им история существует вне времени, более чем красноречиво говорит саундтрек, в котором музыка композиторов эпохи барокко (Бах, Гендель, Перселл) сочетается с произведениями романтиков (Шуберт, Шуман), авторов 20 века (Оливье Мессиан, Люк Феррари) и современного шотландского композитора Анны Мередит.
Читайте также:
Секс, пороки и безнадежное отчаяние: 7 самых странных фильмов греческой «Странной волны»
Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!