Найти в Дзене
Твое право

Как вернуть деньги за невозвратные авиабилеты

Да! Оказывается за невозвратные авиабилеты тоже можно вернуть деньги! Многие знают, что билеты делятся на две категории: возвратные и невозвратные.

С возвратными более или менее всё понятно, а вот что касается невозвратных... Принято считать, что название говорит само за себя.

Однако за невозвратные билеты тоже возможно вернуть деньги, но только если возврат будет вынужденным.

В каких случаях возврат считается вынужденным (согласно п.2 ст.108 Воздушного кодекса РФ):

— рейс отменили или надолго задержали (существенность задержки определяется внутренними правилами авиакомпании);

— изменился маршрут перелёта;

— пассажиру не досталось место в салоне самолёта из-за овербукинга (билетов продали больше, чем кресел в салоне);

— пассажира задержали на досмотре, хотя ничего запрещённого у него не нашли;

— умер член семьи или близкий родственник пассажира;

— заболел пассажир или член его семьи или близкий родственник с которым они должны были вместе лететь;

— отмена стыковки, если рейс был с пересадкой.

В других случаях, помимо перечисленных, вернуть деньги за невозвратные авиабилеты нельзя.

Так, пассажирка из Нижневартовска отстояла свои права в суде и взыскала не только деньги за билеты, но также неустойку, компенсацию морального вреда и штраф.

А дело было так.

Пешкова* обратилась в суд с иском к ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" о защите прав потребителей, указав, что через сайт авиакасса она приобрела электронные авиабилеты на рейс по маршруту Нижневартовск — Москва — Владикавказ.

Однако в связи с болезнью её несовершеннолетнего сына от поездки пришлось отказаться, о чем она предупредила авиакомпанию.

Авиакомпания в возврате денежных средств потраченных на приобретение авиабилетов отказала.

И в связи с этим истец (Пешкова*) просила суд взыскать с ответчика (ПАО "Авиакомпания ЮТэйр") стоимость авиабилетов в размере 61 000 рублей, неустойку в размере 61 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей и штраф.

Изучив материалы дела суд пришел к следующему выводу.

Судом было установлено, что накануне заболел сын истца (Пешковой*), который был доставлен скорой помощью в приёмное отделение "Нижневартовской окружной клинической детской больницы"

Согласно справке врачём ребёнку был установлен диагноз: основной двусторонний острый средний отит.

До совершения полета Пешкова* обратилась по средствам телефонной связи на горячую линию перевозчика — ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" с обращением о том, что в связи с болезнью малолетнего ребенка она и ее дети не могут совершить авиаперелёт.

Далее истец (Пешкова*) обратилась с заявлением, к которому приложила все подтверждающие невозможность перелёта в оплаченную дату документов и документов, подтверждающих родственные связи с остальными участниками перелёта.

Обращение было зарегистрировано ответчиком за N 256 и принято в работу.

Рассмотрев заявление Пешковой* ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" ответила ей, что одним из условий вынужденного возврата/обмена по медицинским показаниям является аннулирование места по билету в срок не менее чем за 40 минут до времени вылета рейса, указанного в билете.

Поскольку билет не был аннулирован Пешковой* в установленный срок вынужденный возврат стоимости билетов невозможен.

Суд не согласился с позицией ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" по следующим основаниям.

Согласно Федеральным авиационным правилам "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей") пассажир обязан уведомить перевозчика о вынужденном отказе от перевозки за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию.

Однако в действующем законодательстве не содержится конкретных требований о порядке информирования перевозчика о вынужденном отказе пассажира от воздушной перевозки.

Из объяснений истца (Пешковой*) следует, что с её номера мобильного телефона на номер ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" было сделано два звонка.

Представителем ответчика данный факт был установлен и не оспорен.

Суд указал, что в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки, пассажиру возвращается вся сумма уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В том числе все сборы, например, такие, как сбор за оформление билета, сбор иностранных государств, топливный сбор и другие.

Таким образом, Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры решил взыскать с ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" в пользу Пешковой* стоимость уплаченную за авиабилеты в размере 61 000 рублей, неустойку в размере 61 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей и штраф в размере 61 250 рублей, всего взыскать: 183 750 рублей.

* Фамилия участницы судебного процесса изменена.