10 самых продаваемых исполнителей каждого десятилетия с 1960-х годов по настоящее время, и немного о математике шоу-бизнеса
Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение понятию «культурный zeitgeist»: «Определяющий дух или настроение определенного периода истории, проявляющееся в идеях и убеждениях того времени». Зафиксированное в середине XIX века, это слово является немецким и происходит от Zeit — "время" + Geist — "дух"». При ретроспективном взгляде на десятилетия это становится очевидным: первое прилагательное, которое приходит на ум при слове «1960-е годы», — это «свингующие», а образ, который вы представляете, — это Вудсток, а не те моменты, которым в учебнике истории было бы уделено больше всего страниц.
Это показывает, что, хотя временами культура может казаться расплывчатой, во многих отношениях она является определяющим элементом постоянно развивающегося общества. Уильям С. Берроуз однажды написал: «Художники, на мой взгляд, являются настоящими архитекторами перемен, а не политическими законодателями, которые осуществляют перемены постфактум». Как это ни печально, в законодательном плане это может оказаться полной чушью; однако представляется, что мягкая сила «настроения» открыта для изменений, и культура оказывает на это самое большое влияние.
Однако очевидно и обратное, что развитие общества также влияет на культуру. Например, если бы не был изобретен микрофон, который позволил певцам эффектно и тонко перешептываться на фоне звучания целого оркестра, то классическая музыка, джаз и скромный фолк до сих пор оставались бы единственным преобладающим триумвиратом музыкальных сил. Точно так же трудно понять, что такое zeitgeist в нашем настоящем, потому что Интернет разбросал культуру по микрокосмосам.
В 1960-е годы даже у самых авангардных хипстеров все равно были бы любимцы мейнстрима в силу того, что в противном случае они остались бы одни в одинокой и труднодоступной кроличьей норе. Сейчас, возможно, это и так, но, по крайней мере, мы одиноко сидим в кроличьей норе, не выходя из дома, и компанию нам составляет новый тренд на TikTok.
Помимо качества музыки и инноваций, это помогает объяснить, почему The Beatles оказались так популярны. Век «поп-культуры» только начинался, и народное искусство объединяло массы. Молодежь была вовлечена в поддержку «великолепной четверки» (как до этого и Элвиса Пресли), а с началом выпуска пластинок все дети расхватывали их копии, чтобы быть причастными к обсуждению. Таким образом, поп-музыка неразрывно связана с коммерцией.
Определяющая сила эпохи с годами постоянно менялась. Собственно, даже вопрос о том, существует ли определяющая сила, был понятием переходным. Поэтому компания ChartMasters проанализировала коммерческую составляющую и, используя свой метод CSPC (концепция соразмерных продаж популярности), объединила различные виды продаж и потокового вещания, чтобы проанализировать данные, лежащие в основе поп-музыки. Результаты в разрезе десятилетий следующие:
1960s
1. The Beatles — 376 млн.
2. Элвис Пресли — 131 млн.
3. The Rolling Stones — 110 млн.
4. Саймон и Гарфанкел — 89 млн.
5. Боб Дилан — 72 млн.
6. The Doors — 72 млн.
7. Led Zeppelin — 57 млн.
8. Creedence Clearwater Revival — 52 млн.
9. Барбра Стрейзанд — 31 млн.
10. Джонни Хэллидей — 29 млн.
1970s
1. Pink Floyd — 171 млн.
2. Eagles — 163 млн.
3. Led Zeppelin — 138 млн.
4. Queen — 129 млн.
5. Элтон Джон — 129 млн.
6. Абба — 125 млн.
7. Род Стюарт и группа Faces — 108 млн.
8. Боб Марли — 107 млн.
9. Bee Gees — 104 млн.
10. Fleetwood Mac — 95 млн.
1980s
1. Майкл Джексон — 181 млн.
2. Мадонна — 131 млн.
3. Фил Коллинз — 119 млн.
4. U2 — 111 млн.
5. Queen — 107 млн.
6. Prince — 93 млн.
7. AC/DC — 84 млн.
8. Брюс Спрингстин — 82 млн.
9. Bon Jovi — 79 млн.
10. Джордж Майкл и Wham! — 69 млн.
1990s
1. Селин Дион — 160 млн.
2. Мэрайя Кэри — 144 млн.
3. Гарт Брукс — 108 млн.
4. Уитни Хьюстон — 88 млн.
5. Nirvana — 80 млн.
6. Майкл Джексон — 78 млн.
7. Metallica — 75 млн.
8. Backstreet Boys — 74 млн.
9. Мадонна — 66 млн.
10. Шанайа Твейн — 65 млн.
2000s
1. Эминем — 123 млн.
2. Linkin Park — 67 млн.
3. Coldplay — 66 млн.
4. Бритни Спирс — 62 млн.
5. Бейонсе — 50 млн.
6. P!nk — 48 млн.
7. Нора Джонс — 48 млн.
8. Робби Уильямс — 47 млн.
9. Nickelback — 46 млн.
10. Black Eyed Peas — 45 млн.
2010s
1. Адель — 73 млн.
2. Джастин Бибер — 66 млн.
3. Тейлор Свифт — 64 млн.
4. Эд Ширан — 61 млн.
5. Рианна — 55 млн.
6. BTS — 55 млн.
7. Бруно Марс — 52 млн.
8. Дрейк — 52 млн.
9. One Direction — 44 млн.
10. Эминем — 38 млн.
А теперь — немного скучных рассуждений от создателей
Концепция соразмерных продаж популярности
Факты также могут лгать. Кэти Перри продала больше пластинок, чем Dire Straits, Bon Jovi и Guns N' Roses. «White Christmas» Бинга Кросби и «Candle In The Wind» Элтона Джона — два самых продаваемых сингла всех времен. Альбом Мэрайи Кэри «Butterfly» был продан тиражом больше копий, чем каждый альбом, когда-либо выпущенный Тейлор Свифт.
Давайте исправим эти аномалии и найдем способ сравнивать яблоки и апельсины с помощью нашей концепции соразмерности продаж и популярности.
Введение
Факты и значение
Да, здесь что-то не так. Все эти утверждения верны в абсолютном выражении, но совершенно бессмысленны. Интуитивно, глядя на список самых продаваемых пластинок и исполнителей, можно предположить, что он отражает наиболее успешных из них. Это неверно.
Как бы это ни казалось уместным, но одной проверки исходных данных недостаточно, чтобы определить, какие песни, альбомы и исполнители пользуются популярностью. В большинстве статей указываются «продажи пластинок», смешивая все вместе. Как будто продажи одного цифрового трека и одного делюкс-альбома на 4CD — это один и тот же товар!
В последнее время растет и потоковое вещание. Многие отрицают их как законные «продажи». На самом же деле они выявили потребность, которая существует уже несколько десятилетий, но слишком долго игнорируется.
Действительно, музыкальная индустрия нуждается в одной уникальной и последовательной шкале, которая подходила бы для всех записей всех эпох, вместо того чтобы просто смотреть на «единицы», даже если они относятся к яблокам и апельсинам.
Вы уловили суть? Подождите, есть и другие фрукты. Если важно правильно взвешивать форматы, то необходимо также учитывать, как мейджоры работают с каталогом.
Если вы заглянете в каталог Элвиса Пресли, то легко заметите, что в нем гораздо больше компиляций, чем студийных альбомов. Таким образом, проверка продаж его студийных альбомов дает ощущение, что он был довольно слабым продавцом.
Дело в том, что его синглы были доступны на большом количестве пластинок, что разбавляло продажи всех альбомов. С другой стороны, различные одноальбомные чудеса, такие как Ace Of Base, выглядят как монстры продаж, только потому, что весь их успех был сконцентрирован на одном уникальном продукте. Как следствие, наша общая шкала также должна ставить в один ряд все записи, независимо от того, как они эксплуатировались.
Обеспечение и использование значимого уникального показателя
В этой серии статей будут представлены цифры по различным альбомам с совершенно новой точки зрения, призванной наиболее полно отразить реальную ценность дискографии исполнителя.
Эта общая шкала получила название Commensurate Sales to Popularity Concept, сокращенно CSPC. При отображении показателей по этой концепции я буду использовать единицу измерения "CSPC".
Обобщение формата
В последнее время эта концепция была повсеместно распространена в связи с бурным развитием потокового вещания, которое сделало ее обязательной. Это была корректировка в последнюю минуту только одного формата. Нам нужно идти гораздо глубже. В то время во всех странах применяются различные способы измерения, разделяющие альбомы и синглы или объединяющие их вместе.
Если мы стремимся создать общую шкалу, то популярность альбома нужно рассматривать как совокупную популярность входящих в него песен. Аналогично, популярность исполнителя — это совокупная популярность его синглов.
Потоковые продажи
Пока что отраслевая норма такова, что 150 аудиопотоков равны 1 синглу. В странах, продвигающих логику до альбомов, 10 синглов равны 1 альбому, таким образом, 1500 потоков равны 1 альбому.
Далее идут видеопотоки. Они гораздо менее прибыльны, чем аудиопотоки, и также менее ограничены в подсчетах. Если учесть все, то мы приходим к выводу, что на 1 продажу альбома приходится 6750 видеопотоков.
Продажи синглов
Нет, цифровые продажи и физические продажи — это не одно и то же. Как бы их ни преподносили как равнозначные, иногда смешивая вместе, как это часто делается в Великобритании, в отношении синглов одна загрузка не равна одному CD-синглу / одной виниловой сорокопятке.
С какой бы стороны вы ни посмотрели на это — цена, общий объем рынка, продажи бестселлеров, — вы обнаружите, что в прошлом было гораздо легче продавать цифровые треки, чем физические синглы.
Одной из основных причин этого является фактор каннибализации — средний покупатель не покупает несколько раз один и тот же товар. Следствием этого является то, что в эпоху физических продаж, когда три сингла стоили столько же, сколько один альбом, покупатели в основном шли за альбомами, создавая только одну продажу.
В цифровую эпоху, поскольку цена одной песни в среднем в 10 раз меньше, чем альбома, потребители предпочитают выбирать 3-4-5 синглов и пропускать остальное наполнение, создавая таким образом общий объем продаж поштучно, что гораздо выше.
По этой причине метод CSPC устанавливает разные весовые коэффициенты для цифровых и физических продаж синглов. В соответствии с историческим стандартом ценообразования 1 физический сингл оценивается как 0,3 альбома. Цифровые загрузки / рингтоны оцениваются как 0,15 альбома.
EP и макси-синглы содержат примерно половину треков альбома и имеют цену, равную половине, поэтому они, естественно, оцениваются как эквивалент 0,5 альбома.
Продажи музыкальных видеоклипов
Да, давайте не будем забывать о них. Постоянно упускаемые из виду, продажи музыкальных видеоклипов (VHS / DVD / BluRay) не могут быть проигнорированы. Мало того, что они представляют собой обширную продукцию, требующую гораздо большей отдачи, чем цифровые продажи или потоковое вещание, они еще и в значительной степени приобретаются фанатами, а значит, являются действительно важным фактором, определяющим популярность пластинки.
Обычно они выпускаются вместе с концертными альбомами, и эти два продукта каннибализируют друг друга, поэтому нет смысла рассматривать один из них, а не другой только потому, что формат отличается. Метод CSPC устанавливает стандарт: 1 клип = 1 альбом.
Комплексная формула
1 CSPC = 1 альбом = 1 клип = 10/5 EP = 10/3 физических синглов = 10/1,5 цифровых синглов = 1500 аудиопотоков = 6750 видеопотоков
Обобщение каталогов исполнителей
Масштабирование применительно к студийным альбомам
Мы уже говорили о необходимости смешивать как альбомы, так и синглы. Остается открытым вопрос: все ли цифры мы переводим в шкалу альбомов или синглов? Если артист продал 750 тыс. альбомов и 2 млн. цифровых синглов, то его продажи составят 1,05 млн. (в альбомном эквиваленте) или 7 млн. (в сингловом эквиваленте)?
Я буду исходить из того, что его продажи равны 1,05 млн. CSPC, то есть мы кладем чашу весов на высоту альбома. Такая точка зрения принята потому, что артисты выпускают альбомы как единый пакет, они относятся к одним и тем же сессиям записи, к одному и тому же состоянию души. Помещение цифр CSPC в шкалу синглов тоже вполне допустимо.
Существуют различные виды альбомов — студийные, концертные, ремиксы, компиляции. Чтобы создать общий каталог для всех артистов, нужно объединить все в единственный тип альбомов, который выпускает каждый артист, — студийные альбомы.
Работа с компиляциями
Проблема
Только они создают новую популярность для исполнителя, так что это вполне логично. Как же тогда следует рассматривать продажи компиляций или концертных альбомов? Проиллюстрируем роль компиляций в каталоге на конкретном примере. Ниже приведены годовые продажи в США альбома «Come On Over» Шанайи Твейн:
1997 – 1,600,000
1998 – 4,900,000
1999 – 5,618,134
2000 – 1,541,385
2001 – 494,972
2002 – 343,453
2003 – 406,441
2004 – 370,139
2005 – 87,950
2006 – 53,533
Альбом был актуален 1997-2000 годы, после чего превратился в каталожный экземпляр. С этого момента он продавался примерно по 400 000 экземпляров каждый год. После четырех лет подряд продажи внезапно упали до 88 000 экземпляров в 2005 году.
Почему? Едва ли не потому, что в ноябре 2004 г. вышел ее альбом «Greatest Hits», перехвативший привлекательность песен из «Come On Over». Если бы «Greatest Hits» не был выпущен, оригинальный альбом сохранил бы гораздо более высокие продажи в последующие годы.
В целом за 10 лет «Greatest Hits» был продан тиражом 4,3 млн. экземпляров, в среднем по 430 000 копий в год, что примерно соответствует тому, как продавались бы ее студийные альбомы, вошедшие в пакет хитов, если бы он не был выпущен.
Это еще раз подчеркивает ключевой момент: «Greatest Hits» продается не потому, что он популярен сам по себе, его продажи отражают популярность оригинального альбома «Come On Over» — а также альбомов «Shania Twain», «The Woman In Me» и «Up!» в меньшем масштабе.
Наше решение
Итак, будем ли мы просто игнорировать продажи сборников? Определенно нет. Добавим ли мы четвертую часть продаж «Greatest Hits» к каждому из четырех рассматриваемых альбомов? Поскольку один из них намного успешнее других, это не будет отражать их собственную популярность. Добавляем ли мы тогда часть «Greatest Hits» пропорционально продажам оригинальных альбомов? Опять же, нет. Некоторые композиции продаются большим количеством альбомов при выпуске, но не сохраняют своей привлекательности в течение длительного времени, в отличие от других.
Оптимальный метод заключается в распределении продаж «Greatest Hits» по студийным альбомам в соответствии с потоковыми продажами каждой из входящих в них песен. На самом деле, потоковое вещание настолько мощно, что мы можем прекрасно знать, какие песни привлекают потребителей в настоящее время.
На 21 песню «Greatest Hits» приходится 123 млн. потоков, из которых 91 млн. приходится на композиции «Come On Over». Отсюда следует вывод, что «Come On Over» отвечает за 74% привлекательности сборника, то есть она обеспечила 3,18 млн. из 4,3 млн. проданных экземпляров.
При оценке успешности «Come On Over» с помощью концепции соизмеримости продаж и популярности к продажам альбома будут добавлены не только продажи его синглов (физических и цифровых), потоковое вещание и сопутствующие клипы, но и 74% продаж «Greatest Hits» и т.д. для остальных концертных и компилятивных пакетов.
Заключение
Технические нюансы не должны влиять на значение чартов и продаж. Применение концепции соизмеримости продаж и популярности позволит избежать их и получить первые списки Самых Успешных альбомов и исполнителей, а не привычные списки Самых Продаваемых.
Наконец-то альбомы с высокой популярностью, но с продажами, распределенными по многим пластинкам, как, например, «Rumours» (Fleetwood Mac), не будут несправедливо заслонены альбомами, которые выиграли от управления каталогом с помощью студийных альбомов, как «IV» (Led Zeppelin), «Dark Side Of The Moon» (Pink Floyd) или «Black In Black» (AC/DC).
Топ самых успешных артистов по версии CSPC (обновляется ежедневно)