Найти в Дзене

Есть проблема?

Что делать, когда ребенку скучно? Наверное это актуальный вопрос для каждого родителя. Хотя многих он может быть и удивит. Ну как может ребенку быть скучно, когда во круг столько всего интересного? Какие сейчас шикарные игрушки! А книги? И почему бы ему не полепить, не порисовать и т.д. Почему с раннего детства теперь у детей на первом месте гаджеты, а не друзья? Что это, привычка или неумение общаться? Даже наши "особые " дети в разы быстрее осваивают телефоны и планшеты, чем умение играть с игрушками самостоятельно.

Ни шагу без гаджета
Ни шагу без гаджета

Ответы лежат казалось бы на поверхности. Надо показать, как играть. Играть и читать с ними в месте. И это не значит развлекать их целыми днями. Когда росли старшие дети, я сильно не озадачивалась этим вопросом. До садика они были круглосуточно с нами. Бабушки-дедушки далеко. Когда переехали к родителям по ближе, то получали какую то передышку, но только по выходным, и то не всегда. Ведь родители работали и то же хотели отдохнуть. По этому маленьким детям развлечения придумывала я. Но развлечения такие, что бы и у меня появлялась минута свободного времени. В 90-х было сложно с игрушками. Вообще жить было сложно. Гаджетов к стати не было, компьютеры только появлялись. Так что выезжали на фантазии. Знаете, какое развлечение было одним из любимых у всех моих детей? Игры с бумагой, пуговицами и фасолью. Немного позже - лего, монетки с копилкой, макароны. Кубики, пирамидки, самодельные сортеры. Очень много книг. Машинки, мячи , куклы, маленькие игрушки из киндеров и просто наборы зверюшек. Спросите, откуда в 90-х такое количество? А половина игрушек были старенькие, мои и брата. А что то делала сама.

НО ВО ВСЕ ЭТО САМИ ИГРАЛИ ТОЛЬКО МОИ СТАРШИЕ ДЕТИ.

Для тех, кто не в курсе или впервые на канале. У нашего младшего сына Савы синдром Дауна. Ему 13 лет и он учится в 7 классе коррекционной школы

Старшим достаточно было показать пару раз, как и что делать. А дальше бурная фантазия и самостоятельная игра. Но совместные игры все таки были постоянно. Фантазию то же надо развивать. Когда дети пошли в детский сад, многому научились там. Большой плюс был в маленькой разнице возраста между старшими. Всегда был рядом компаньон. И играть, и спорить, и драться. А как же без этого. Напакостить вместе - святое. Дочке было сложнее. Разница с мальчишками 10 лет. Но она все равно бегала за ними хвостиком. И уже старшие, вспомнив свои игры, учили ее, чтобы она поиграла сама. Кроме того в 2000-х уже появились электронные развлекухи. Видео, компьютеры. А чуть позже и планшеты и телефоны. Вот тут то и начинается самое интересное.

ЧТО ПРОЩЕ, ПОИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ ИЛИ ВКЛЮЧИТЬ ЕМУ МУЛЬТИК?

Думаете мы святые? Ага, "щас". Молодые, живем в своем доме. Хозяйство: огород, живность, собаки. Работа в милиции. А хочется немного свободного времени и для себя. Да и фильм по видику посмотреть то же хочется. И вот все семейство упало на диван и смотрит "Звездные войны" и " Скруджа Магдака". Если честно, именно их я не любила смотреть и падала рядом с книгой. Но порой мультики выручали, когда нам надо было уехать на пару часов. Дети спокойно оставались дома. Да собственно сыновья уже были большие и дочка оставалась под их присмотром. Просто взрослым мальчикам скучно развлекать младшую сестру и проще включить мультик.

А ЧТО ДЕЛАТЬ С "ОСОБЫМ" РЕБЕНКОМ?

И вот родился Сава. Дочке на тот момент было 7 лет. Она стала моей главной помощницей в развитии младшенького. Но с Савой все было гораздо сложнее. Начитавшись умных книг, посмотрев форумы, я сделала для себя вывод, что делаем все , как со старшими но в разы больше. Только вот вопрос. А где найти столько времени? Ведь еще и по специалистам желательно поездить.

У логопеда
У логопеда

И старшие дети внимания хотят. И мужу время уделить. А как про себя не забыть? Я уж не говорю про дом, огород и живность. И вот тут то на выручку пришли гаджеты. Главное было, не подсадить на них Саву на столько, что он откажется заниматься. Сперва я просто включала музыкальные развивашки, а сын в это время перебирал макароны, рвал салфетки и заталкивал их в бутылку.

-3

Рисовал каляки-маляки. Все это происходило на кухне и я успевала варить обед. Попутно подсовывала ребенку чашечки с водой и ложку, что бы переливал и учился зачерпывать.

Кушаем по Македонски, с двух рук
Кушаем по Македонски, с двух рук

С каждой Савкиной пенсии покупались новые игры или развивашки. Не дорогие, но новые. Для разнообразия. Мы подсели на деревянные игрушки. Дочке тоже было интересно их опробовать, у нее таких не было. После школы она довольно много играла в них с Савой. И все таки с ним было гораздо сложнее, чем со старшими. То, что нормики схватывают на лету и потом свободно применяют в жизни, особята воспринимают долго, трудно, после многократных повторений. Но стоит чуть изменить правила игры - все, ступор. И тут в ход пошли видео развивашки. Там, где у меня не хватало терпения повторить двадцать раз одно и то же, показать разные варианты картинок, Сава мог посмотреть на компьютере. А я опять получала свободное время. Но по мимо игр необходимо было учить его и еще множеству бытовых вещей. Самому кушать, одеваться, ходить на горшок и т.д. А это трудно.

Если не естся с тарелки, поставим сковородку
Если не естся с тарелки, поставим сковородку

Когда трудно - всегда "скучно". И как то надо сделать так, что бы стало интересно. С маленькими бывает проще. Дай больше свободы, закрой глаза на "погром" и "самостоятельность". Пусть сперва в рот попадет только часть каши, а остальная будет развозюкана по всему столу, упадет на пол или улетит в неизвестном направлении. И ничего, если мамин сапог попытаются одеть на голову. За то сам. Пол потом отмоется, ребенок переоденется. Желание что то сделать самому закрепляется. Просыпается дух исследователя.

И где там корешки?
И где там корешки?

Но наступает момент, когда ребенку становится скучно без общения. Меня поймут все родители особят. Как же трудно порой найти нашим детям друзей. И чем старше они становятся, тем сложнее. И родители не могут их заменить. Встречи, периодические прогулки с такими же детьми, не дают полноценной дружбы. Ведь и дружить наших детей тоже надо учить. Учить уступать, соблюдать какие то правила поведения или игры, делиться чем либо, уметь отстаивать свое мнение. Очень часто такой возможности нет. И тогда опять выручают гаджеты. Я порой психую, когда вижу, какую ерунду смотрит Сава. На столько меня раздражают тупые, по моему мнению, видяхи. Что то периодически удаляю. Но в то же время я все таки замечаю, что Савка постепенно стал проявлять эмоции, стал рассуждать, что хорошо, а что плохо. Он стал высказывать свои желания и нежелания. У него просто улучшилась речь. Очень забавно наблюдать, как Сава общается с Алисой. Там уже идет полноценный диалог. Он многое запоминает и начинает использовать в повседневной жизни.

Юный компьютерщик
Юный компьютерщик

Но все таки компьютера в Савкиной жизни слишком много. Особенно на летних каникулах. Он может сидеть за ним весь день. Радует одно. Он ему все таки надоедает и может работать фоном, а Сава в это время играет. Или наоборот, Сава играет с солдатиками, машинками, строит из лего крепость и параллельно смотрит видео, соответствующее его игре. Сава вырос, но до сих пор очень любит настольные игры. Конечно они простые, не по возрасту. Но ему нравятся и мы часто с ним играем. Особенно он гоняется за сестрой. Детская привязанность никуда не ушла. И он каждый день ждет ее поиграть. Без сестры ему скучно.

Вот сколько всего надумалось, написалось. Может немного скомкано. Не претендую на правильность своих выводов. Просто пишу, как это было у нас. А если кому то поможет наш опыт, буду рада . Пишите в комментариях свои наблюдения. Мне интересно ваше мнение.