В музыкальном мире существует огромное количество разнообразных ладов. Все они делают музыку многоплановой и выразительной. Какую роль в музыке играет именно пентатоника, чем она отличается от всем известных «мажора» и «минора», как научиться ее строить ー читайте в нашей шпаргалке.
Что такое лад в музыке?
Сам по себе лад является одним из основных понятий в теории музыки. В жизни понятие «ладить» значит хорошо друг к другу относиться; ладящие люди так или иначе связаны. Такая же логика прослеживается и в музыке: все звуки в ладу «дружат».
Лад ー это система взаимодействий звуков, которая создается путем их подчинения друг другу.
В музыке присутствует большое количество ладов, однако можно выделить два основных: мажор и минор. Эти два лада наиболее распространены, так как являются тональными. У них есть опора, устойчивые звуки, которые помогают определить центр лада.
Что такое пентатоника?
Кроме всем известных мажора и минора, существуют и другие лады, например, пентатоника. Главное отличие этого лада ーколичество ступеней, их в нем пять («пента» в переводе с греческого и означает «пять»). В остальных ладах ступеней всегда семь.
Пентатоника — это очень древний лад, появилась она на востоке. Считается, что раньше всех этот лад стали использовать китайцы в своей народной музыке, а затем она появилась у японцев, индейцев и других народов.
Пентатоника интересна тем, что в ее звукоряде нет полутонов. Расстояние между нотами всегда либо равно целому тону, либо больше одного тона (полтора тона). Из-за отсутствия полутонов в пентатонике также нет и ладовых тяготений, соответственно центр лада (устойчивость) теряется и все звуки становятся равноправными. Именно это свойство привлекает композиторов использовать пентатонику в своих произведениях.
Виды пентатоник
Есть два основных вида пентатоник ー мажорная и минорная.
Мажорной пентатоникой называется та, в основе которой лежит мажорное трезвучие. Чтобы построить такой звукоряд, надо знать порядок ступеней, которые образуют мажорную пентатонику, а именно: I, II, III, V, VI.
Если мы сравним ее звукоряд со звукорядом обычного (натурального) мажора, то заметим отсутствие IV и VII ступеней. Именно с помощью «пропуска» этих ступеней складывается бесполутоновый звукоряд.
Например, чтобы построить мажорную пентатонику от ноты фа, надо представить себе звукоряд фа-мажора, но записать только нужные нам ступени:
Минорная пентатоника в свою очередь опирается на минорное трезвучие. Ступени, входящие в её состав ー это I, III, IV, V, VII. Здесь «пропущены» II и VI ступени. Правила построения такие же, как и для мажорной пентатоники. Ниже приведен пример построения минорной пентатоники от ноты ре:
Как легко запомнить правило построения пентатоник?
Можно без труда заметить, что в состав обеих пентатоник всегда входят устойчивые ступени лада (I, III и V). Это можно назвать основой, костяком звукоряда пентатоники.
Кроме них в составе любой пентатоники есть еще две ступени, которые можно очень легко запомнить, если увидеть взаимосвязь между мажорной и минорной пентатониками. Те ступени, которые отсутствуют в мажорной ー присутствуют в минорной и наоборот.
Интересно, что изначально пентатоника была распространена в основном среди восточных народов Азии, однако на сегодняшний день популярна во всем мире. Пентатоника имеет очень интересное, особое терпкое звучание, именно поэтому часто используется не только в классической музыке, но и в других направлениях: джаз, рок, поп, блюз.
Таким образом, пентатоника играет значительную роль как в древней, так и в современной музыкальной культуре.
Автор: Варвара Разумова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин
#музклассы_образование #музклассы #музыкльноеобразование #музыка #музыкалка