Обычно понятие “промышленный шпионаж” воспринимается как воровство современных секретов и технологий. Словосочетание это окрашено весьма негативным оттенком и подразумевает недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов или нанесение экономического вреда родному государству. Ведь если шпионаж, значит есть шпион – значит не наш, чужой. Наши это не шпионы, а разведчики!
Людям старшего поколения без особого труда всплывает в памяти шпиономания советского периода, ассоциирующаяся со знаменитым плакатом “Не болтай” и массовыми процессами, изобилующих “саморазоблачениями” агентов всевозможных вражеских разведок 30-ых годов. Но конкуренция, стремление присвоить секреты способов производства пользующихся спросом товаров существовала с давнейших времён.
Весьма интересным примером исторического промышленного шпионажа служит история появления фарфора в Европе. Тем более что непосредственным участником этой истории были монахи-иезуиты о которых уже писалось на страницах нашего канала. https://dzen.ru/media/id/612df78671881c11d976a0d6/15-avgusta-ili-osnovanie-ordena-iezuitov-64d8d387f5e7796d23d89e43 (перейдя по ссылке можно прочитать об основании ордена Иезуитов)
В 1698 году в Китай прибывает миссионер-проповедник, монах ордена Иезуитов, Франсуа Ксавье д'Антреколь. Монах проповедовал в городе Цзиндэчжэнь, являющегося крупнейшим центром производства керамики. Легенды о похищении секрета фарфора гласят, что в городе днем и ночью пылали огни и ревели печи для обжига – столь многочисленным было его производство. Легенды эти весьма правдоподобны, так как спрос на китайский фарфор в Европе многократно превышал предложение, несмотря на его заоблачную стоимость. Конечно, европейские мастера пытались сделать что-нибудь подобное китайскому фарфору как, впрочем, пытались это сделать и в России (гжель), но незнание технологии не позволяло добиться столь безупречной белизны, тонкости и т.п.
Франсуа Ксавье д'Антреколь, будучи основательно подготовленным не только в богословии, но и во множестве дисциплин (в том числе психология и психоанализ), в совершенстве овладевает китайским языком и, проповедуя слово Божье, устанавливает хорошие отношения с жителями города. Не известно действительно ли руководство ордена ставило перед проповедником задачи разгадать секрет изготовления фарфора, но учитывая общий характер деятельности ордена иезуитов, целенаправленную их деятельность по всем возможным направлениям науки, начиная от астрономии, заканчивая архитектурой, географией, химией и т.п., можно быть уверенным, что если бы такую задачу не ставило руководство ордена, то проповедник поставил бы её себе сам.
Разгадка секрета фарфора усложнялась тем, что технологический процесс был разделён на этапы и выполнением работ одного этапа занималась одна семья, свято оберегая секреты своей работы от посторонних по вполне объективным причинам. Для полноценного понимания всего процесса было необходимым узнать каждый процесс в отдельности, вникнуть в его технологию (температуру и продолжительность обжига изделия в печи), узнать какие материалы используются для приготовления (пропорции глины и т.д.), понять устройство печей и прочее. Для этого нужно было завоевать расположение каждой семьи в отдельности, не испортив отношения ни с кем лично и со всеми в целом. Что бы проверить правильность своего представления о процессе было необходимо посетить производство, куда чужого человека не допустили бы ни при каких обстоятельствах. При этом немаловажным было не вызвать подозрения, так как не сносить проповеднику головы, если бы его заподозрили в шпионаже.
На выполнение своей задачи Франсуа д'Антреколю потребовалось более десяти лет. Только 1 сентября 1712 года он отправляет письма с описанием технологии изготовления фарфора. В своём письма монах скромно информирует: «Преподобный отец, мои регулярные поездки в Цзиндэчжэнь со временем позволили мне разобраться в процессе изготовления этого прекрасного фарфора, которым все восхищаются и который отправляется во все уголки мира... Я полагаю, что подробное его описание окажется полезным в Европе. Кроме того, что мне довелось увидеть собственными глазами, я многое узнал от новообращенных христиан и прочих горожан, которые изготавливают фарфор. Я проверял истинность и точность их ответов по китайским книгам и справочникам о фарфоре. Благодаря этому, полагаю, мне удалось получить довольно точное представление об этом тонком и высоком искусстве…»
В завершение этой истории хочется добавить только одно – то, что нынешнее поколение считает промышленным шпионажем, возможно было совсем другим. Вряд-ли стоит упрекать монаха, давшего обет нестяжательства и безбрачия, в том, что его целью был промышленный шпионаж. Мне кажется, что в первую очередь он руководствовался желанием познакомить мир с достижениями других цивилизаций, выполняя свою просветительскую миссию. А как думаете Вы?
прочитать больше о 1 сентября https://dzen.ru/media/id/612df78671881c11d976a0d6/1-sentiabria-ili-den-zapreta-znanii-612e74a7442e196fd2d18476