Найти тему
Александр Дедушка

Нагорная проповедь – это утопия? А ведь действительно утопия, если бы не одно «но»…

Нагорная проповедь Иисуса Христа
Нагорная проповедь Иисуса Христа

А и в самом деле? Давайте сразу спросим себя, что называется, по крупному.

Давайте зададим себе несколько вопросов по повелениям Нагорной проповеди и честно постараемся на них ответить.

Есть ли среди нас хоть один человек (мужчина или женщина), которые за всю свою жизнь не посмотрели на противоположный пол без вожделения?

Это к тому, что Христос говорит, что кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем…. Так.

И это мы уже не говорим о том, чтобы отсечь от себя соблазняющую руку и вырвать соблазняющий тебя глаз.

Хорошо. А как вам повеление подставить другую щеку, когда вам бьют по одной? Может, есть кто-то из нас, самых христианнейших из христиан, кто хоть раз смог так поступить?

Что – опять нет? Будем приводить дальше примеры из Нагорной проповеди?

Ну ладно – еще один только. Итак, нас напали и снимают с вас рубашку… Впрочем, ладно – рубашки сейчас мало кому нужны.

Итак, вас засудили и принудили отдать часть имущества – а вы потом отдаете своему обидчику и остальное, что у вас осталось?.. Это по поводу следующего отрывка:

«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». Мф. 5.40.

Опять нет таких примеров?

В общем, куда ни ткни в нагорную проповедь, везде получается – что нет таких людей, даже среди христиан, кто бы мог это все выполнить.

Так значит, что – утопия?..

Да – утопия. Однозначная утопия, если бы не одно но…

Если бы не было одного Человека, который все это смог выполнить.

Этим Человеком был Сам Иисус Христос.

Смотрите, даже по приведенным примерам.

Он был окружен женщинами, но смотрел на них без вожделения, он молился за Своих врагов, когда Его распинали на кресте, уж не говоря о каком-то там имуществе. Все, что осталось от Него (хитон и плащ) – было разыграно распявшими его солдатами в орлянку.

Вы скажете, что Он был не только Человеком, но и Богом. И потому смог выполнить то, что повелел людям.

Хорошо. Но не есть ли это ключ, который и нам открывает двери исполнения Нагорной проповеди?

Причем, даже в поведении Христа мы можем увидеть это разделение на «немощного» Человека и «всесильного» Бога.

Когда Христос молился в Гефсиманском саду, обливаясь потом и кровью, и молил Отца о пронесении чаши предстоящих Ему страданий мимо – Он вел себя как Человек…

А когда отдавался в руки солдатам, исцелял пораненное Петром ухо одного из них и потом – уже был Богом.

Или другой эпизод, связанный с арестом Христа:

«…один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, и сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?

Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?». Ин. 18.22-23.

Да – здесь Человек. Христос словно не вспоминает о Своей же заповеди о подставлении другой щеки, когда его ударили по одной.

А когда Его прибивали ко кресту, и здесь уже дело гораздо серьезнее этого удара, а Он молится за своих убивателей и просит Отца простить их – это уже Бог, Который полностью выполняет Свою же заповедь о непротивлении злому:

Нагорную проповедь невозможно выполнить. Да – безусловно, если ты пытаешься это сделать сам, своими немощными человеческими силами.

Но она и написана для того, чтобы мы обращались к Богу за ее выполнением.

Пример показал Петр, когда в стремлении подойти к Христу по воде – смог это сделать, пока опирался на свою веру в Христа. Как только эта вера улетучилась – так и он сразу же ушел под воду.

Это пример и образец нашего отношения и к Нагорной проповеди.

Мы тоже провалимся при первой же попытке ее исполнения своими силами.

Она действительно неисполнима. Безусловно утопична и неисполнима одними только человеческими силами.

Никто из людей не сможет ее выполнить, как бы ни старался.

Но с Христом – нам становится возможным все.

«Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Фил. 4.13.

Это сказал апостол Павел, не раз доказавший справедливость этих слов.

Значит, и Нагорная проповедь из утопичных и невыполнимых для немощным человеческих сил повелений становится вместе с Христом руководством к действию и непосредственным поведением христианина.

Но только с Христом – и никак иначе.