Доводилось ли вам замечать мотивы арканов таро в великих произведениях искусства?
В последнее время я не могу перестать их обнаруживать. И сегодня хочу рассказать вам о работах Николая Рериха, философа, мистика и художника первой половины ХХ столетия.
Моя первая встреча с его произведением "Тень Учителя" случилась в третьяковке и это была единственная во всей необъятной галерее картина, которая вызвала у меня не только эстетическое наслаждение, но и невероятного масштаба дежавю и душевный трепет.
Образное решение этого полотна необычно. Оно опирается на восточные сказания, повествующие о людях, оставивших свою тень. Неожиданно появляющаяся и столь же внезапно исчезающая, она может возникнуть в любом месте и напомнить человеку о его долге.
Для него Учитель – не конкретный образ, но воплощение силы и духа, кротости и стойкости. По мнению одного из исследователей искусства художника, «в творческом видении Рериха не только сам Учитель, но даже его тень, отраженная на скале, будто благословляет людей, не уставая в творении блага».
Только чистым душам, наполненным верой, может открыться истина.
Вот что пишется на сайте третьяковки.
И пусть вас не вводит в заблуждение силуэт Тени Учителя, напоминающий Отшельника. Давайте вспомним на каком аркане изображён человек, вскидывающий руку в благославляющем жесте? Конечно же, это Иерофант!
Посмотрим на другую его работу "Пленница".
Вот, что пишет о ней Н. Д. Спирина:
В борьбе за свободу ты сбросишь цепи
И крылья получишь взамен.
Разве так плох обмен?
Что же ты медлишь в холодном склепе?!
Крылья давно тебе суждены, Крылья — реальность, а цепи — сны,
Только проснись — и спадут они.
Или возьмём другое очень сильное произведение "Зарево", отсылающее к событиям первой мировой. Замок объят пламенем, но обратите внимание на рыцаря. Он смиренно ждёт гибели, ибо он бессилен перед бушеванием стихии. И пусть он никуда не падает, в отличие от героев аркана Башня, все же смерть его также неминуема, и он выбирает принять её с достоинством.
А вот например "Огненный Ангел". В руках его свиток, охраняющий и защищающий истинную Культуру, в нем список лиц, которые шли путем духовного совершенствования, которые спасутся и перейдут в Новую Светлую Эпоху. У Ангела меч, очищающий и ключ от Нового Мира Красоты и Знаний.
Напоследок покажу вам работу "Башня Ужаса".
Сам Рерих пишет, перечисляя залы замка: "Здесь судили и осуждали... Здесь вели заподозренных... Здесь пытали огнем... Здесь смотрели врага... Сюда тащили кого-то убить...
Проходила ли радость по замку? Были в нем веселые трубы. Было твердое слово чести. Было познание брака. Всё это унесло время. Долго стоят по вершинам пустые, серые замки. И время хранит их смысл. Что оставит время от наших дней? Проникнуть не можем. Не знаем, если бы знали, может быть, убоялись".
Какой аркан приходит на ум?
Оставлю это для вас как загадку.
Делитесь в комментариях, мне будет очень интересно почитать ваши мысли. И я обязательно поделюсь с вами своими в следующий раз.
Творчество Николая Рериха безгранично, у меня аналогий между его работами и арканами таро ещё как минимум на пару статей. Дайте знать, если было интересно. Продолжать ли такой разбор?
Как думаете, можно было бы сделать колоду из работ Рериха? Я бы точно хотела себе такую! Даже знаю, какая у них была бы рубашка.
Подписывайтесь на мой канал Лемниската ∞ в телеграме!