Девяностые годы вызывают массу вопросов. Почему переход к "свободе" сопровождался такими бедствиями — разгул коррупции и преступности, мошенническая приватизация советской государственной собственности, продажность властей и обеднение масс? Нам, гражданам России, нужно знать что произошло с нашей страной больше 30 лет назад, чтобы при построении свободной страны не повторять ошибок прошлого. А их было достаточно.
Слабое государство — это плохо?
Роль государства в жизни стран всегда остаётся дискуссионой. Проповедники анархизма, либертарианства, например, предлагают устранить институт государства, отдав судьбу общества в руки самих его членов и в особенности бизнеса, структуры которого и станут заменителем государства.
Коммунисты пусть и на практике не приблизились к устранению государства, но, тем не менее, марксизм подразумевает постепенную ликвидацию государства и его аппарата.
Либерализм также утверждает, что государство должно быть "ночным сторожем" — установить правила поведения и обеспечивать их выполнение, не вмешиваясь в личную жизнь индивидов. Кроме того, влияние государства в экономике, политике и прочих сферах жизни должно снижаться в пользу общества.
Вышеперечисленные тезисы без глубокого анализа показывают, что фактически многие современные интеллектуалы, сторонники определенных научных концепций, занижают роль государства в жизни общества, отдавая предпочтение последнему. Но эффективно ли это?
Практика.
Практика нашего современного века все также показывает эффективность института государства. Мы должны понять, что замены ему в настоящее время быть не может.
Государство в развитых странах представляет собой универсальный институт, который обеспечивает безопасность, жизненный комфорт, материальные, технические и инфраструктурные условия для своих граждан. Если ослабить государство, то общество может остаться без защиты.
За примерами далеко ходить не надо — после распада СССР государство в России сильно ослабло. Это доказывает и невозможность обуздать преступность, инфляцию, долги перед другими странами и организациями и даже собственным населением, мошенничество и многое другое.
Те функции, которые в СССР исполняло государство, в девяностые реализовывали "коммерсанты", "братки", "решалы", но только не государственные служащие, которые по конституции должны были обеспечивать соблюдение прав и свобод каждого гражданина РФ.
Ослабление государства в РФ в девяностые стоило очень дорого — ежегодно люди умирали десятками тысяч от перестрелок, убийств, войны в Чечне, русские в других странах (бывших республиках СССР) фактически были брошены и многие подверглись гонениям. Государство задерживало зарплаты, пенсии, слабея с каждым днем.
Сейчас страны Африки продолжают напоминать нам чего будет стоить ослабление государства. Африканцы страдают от разгула терроризма, бандитизма, экстремизма, голода и эпидемий. Помощь развитых стран не может в полной мере решить этих проблем без консолидации самих обществ. Если люди не готовы менять собственные жизни, то никто за них этого не сделает.
Государство может стабилизировать жизнь в обществе, бороться с преступностью, помогать бедным и нуждающимся, наладить коммуникацию между людьми, обеспечить население качественной инфраструктурой, пригодной для жизни. Поэтому урок девяностых следующий: ослабление государства может обойтись стране очень дорого и повторять такого не стоит.
Спасибо, что прочитали эту статью, уважаемые читатели! Буду благодарен вам за подписки на канал!