Книга небольшая, в основном описывает общий ход событий, но без значительных упрощений (на мой взгляд). Написана вполне нейтрально, не выражая явных симпатий к союзу части 1-й волны эмиграции с Адольфом Алоизовичем & Ко. Только по малоприметным деталям (впрочем, мне могло показаться) можно судить о том, что автор им всё-таки симпатизирует. Равно как, возможно, симпатизирует ген. Власову и его движению (которому посвящена изрядная доля книги, ввиду связей с белоэмигрантами).
По прочтении ещё более укрепился в мысли о том, что самонадеянность и глупость Гитлера, хотя и привели к страшной войне, но вместе с тем избавили нас от многих ещё больших бед. Вначале (в 1941-42 годы), когда казалось, что победа на Восточном фронте может быть обеспечена только усилиями немецкой армии, от услуг белоэмигрантов отказывались (хотя некоторая их часть рвалась в бой очень активно). Не думали немцы и о создании армии из советских военнопленных. Хотя оба варианта или их комбинация имели хорошие шансы переломить ход войны в пользу Германии, как мне кажется.
При этом, я конечно, ничуть не разделяю идею «временного пораженчества», которую, например, так сформулировал Георгий Цебриков, один из эмигрантов 1-й волны:
«...Не отрицаю, что во время последней войны я был на стороне Германии, будучи уверен, что победа над Советской Россией означает конец коммунизма и что, с другой стороны, если немцы и возьмут Москву и Петербург, у нас будет достаточно сил и возможностей их выгнать в надлежащий момент. Никто не возражает о дикости еврейского погрома, но, что ещё страшнее, — это всероссийский погром, содеянный большевиками. Таково было моё мнение, как и многих русских и испанцев. Доказательством сему Добровольческая армия генерала Власова и Голубая испанская дивизия...»
И 1917 год, и 1991 год наглядно показали, что бывает при попытке «сменить шофера» даже в гораздо лучших условиях, чем в 1941-42 годах. – За этим следуют громадные людские и материальные потери, ослабленность на десятилетия…
Ну а в 1944 году и тем более в самом конце войны вся эта возня с РОА и КОНР была уже по большому счёту бессмысленной. Она лишь затягивала – на считанные недели – бессмысленное кровопролитие. Для немцев это было чем-то вроде «чудо-оружия», для власовцев – билетиком в «новый антибольшевицкий лагерь» (как скоро оказалось, большинству билеты дали фальшивые, совсем в другую сторону).