Найти тему

Таллин-Кронштадт: «огненный» прорыв Балтийского флота

82 года назад, 28 августа 1941 года в ходе Великой Отечественной войны начался прорыв Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Под беспрерывными атаками противника, советские моряки, проявив чудеса героизма и жертвенности, смогли сохранить основные силы флота для дальнейших боев. О том, как это было – в нашей сегодняшней публикации.

«Переход кораблей Краснознамённого Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, август 1941 г.» (Художник А.А. Блинков, 1946 г.)  //https://history.ric.mil.ru/
«Переход кораблей Краснознамённого Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, август 1941 г.» (Художник А.А. Блинков, 1946 г.) //https://history.ric.mil.ru/

К началу Великой Отечественной войны главной базой Балтфлота (командующий – вице-адмирал В.Ф. Трибуц) являлась столица Эстонской ССР город Таллин. Эта территория была включена в состав Советского Союза летом 1940 года и практически не была подготовлена к долговременной обороне. Однако 9 июля 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» оказались в 60 км от эстонской столицы. Уже тогда стали раздаваться предложения о необходимости ухода основной части сил флота на восток, но Ставка не дала на это своего согласия, будучи уверенной в том, что Таллин удастся отстоять. К 7 августа город был фактически отрезан, однако командующий войсками Северо-Западного направления маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов категорически запретил Трибуцу уводить корабли, настаивая на том, что флот должен активно участвовать в обороне города.

Командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц //https://russiainphoto.ru/photos/
Командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц //https://russiainphoto.ru/photos/

В свою очередь, германское командование стремилось не допустить отхода советского флота и уничтожить его на Таллинском рейде. На южном берегу Финского залива была развёрнута береговая артиллерия, на северном берегу уже имелись две стационарные финские береговые батареи. В Финском заливе были установлены 36 минных заграждений, на ближайших аэродромах сосредоточены большие силы люфтваффе. 24 августа флотское командование на свой страх и риск начало эвакуацию, отправляя раненых красноармейцев на кораблях в Ленинград. 26 августа, когда стало ясно, что падение Таллина – лишь вопрос времени, народный комиссар Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецов и Ворошилов наконец отдали приказ о переходе флота в Кронштадт. 27 августа в 11 часов Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и посадки на суда, через два часа войска начали перегруппировку для отхода. Она осуществлялась под беспрерывными ударами авиации и артиллерии противника.

Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Отряду главных сил ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия — защищать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду — прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои. 28 августа из Таллина вышли 225 кораблей и судов (в том числе 151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). По подсчетам историков, на кораблях находилось почти 42 000 человек – бойцы Красной Армии и мирные жители, не желавшие оставаться в оккупации.

Карта-схема Таллинского прорыва  //https://rgo.ru/activity/
Карта-схема Таллинского прорыва //https://rgo.ru/activity/

Долгая погрузка и сильный шторм задержали выход конвоев фактически на целые сутки. Впереди шли минные тральщики, которые должны были обеспечить безопасный проход, при этом их скорость не превышала 6 узлов, что, естественно, сдерживало движение. В 17 часов начался выход из порта главных сил. Практически сразу же по советским кораблям открыла огонь береговая артиллерия противника, а финские торпедные катера пошли в атаку. Балтийцы отвечали огнем из всех орудий, однако уже спустя несколько часов начались первые потери. В зоне плотного минирования, куда корабли флота подошли к наступлению ночи, не проводилась предварительная разведка. В результате корабли стали подрываться на вражеских минах. Арьергард, следовавший вообще без тральщиков, понёс особенно тяжёлые потери.

В итоге В.Ф. Трибуц отдал приказ встать на якорь и ждать рассвета, хотя корабли главных сил уже почти миновали самую опасную зону минных полей. В 5:40 утра 29 августа движение возобновилось. Около 10 утра все корабли наконец прошли минные поля и, развивая максимальную скорость, приближались к Кронштадту. Однако тут в дело вступила немецкая авиация. Средств корабельной ПВО явно не хватало, а советские ВВС не обеспечили надежного прикрытия. По словам выживших, на море царил сущий ад. Один за другим корабли уходили на дно, сотни людей погибали в холодных морских водах. Около 17:30 передовые силы Балтийского флота достигли наконец Кронштадта. 30 августа до Кронштадта дошло еще 107 судов. В последующие дни под ударами авиации противника происходила эвакуация с Гогланда в Кронштадт, которая завершилась к 7 сентября.

Эскадренный миноносец типа "Новик"  //https://rgo.ru/activity/
Эскадренный миноносец типа "Новик" //https://rgo.ru/activity/

Таллинский прорыв до сих пор имеет неоднозначные оценки историков. Многие считают его сокрушительным поражением советского ВМФ по причине больших потерь как кораблей, так и личного состава. Среди основных причин трагического поворота событий называют промедление с решением об эвакуации личного состава и техники, отсутствие единого централизованного руководства операцией со стороны командования Балтийского флота, что привело к действиям командиров на свой страх и риск. Не были разминированы участки среднего маршрута, практически отсутствовала поддержка с воздуха.

В то же время, другие исследователи подчеркивают, что в труднейших условиях удалось провести в Кронштадт большинство кораблей флота и спасти людей. Приказ Гитлера о недопущении прорыва сил Балтийского флота из Таллина врагу выполнить не удалось. Советский Балтфлот сохранил свою боеспособность и включился в оборону Ленинграда.

Знаете ли вы, что:

- В общей сложности на пути движения советских судов неприятель поставил около 2000 морских мин.

- На крейсере «Киров» находились золотой запас и правительство Эстонской ССР.

- Балтийский флот потерял 19 боевых кораблей, 18 транспортов, 25 вспомогательных судов. Данные о людских потерях разнятся и составляют, по различным подсчетам, от 10 до 15 тысяч человек (моряки, красноармейцы, гражданские).

- Среди погибших был председатель Совета Народных Комиссаров Эстонской ССР Й.Х. Лауристин.

- Немецкие потери составили от 3 до 15 самолетов, несколько торпедных катеров получили повреждения.

- Приготовления к обороне Таллина заставляли решать на всех уровнях военного и гражданского управления многочисленные вопросы, влияющие на исправность командования, что было весьма непростой задачей, так как у советского руководства в этом плане не имелось опыта, а оборона города превратилась в сложную сухопутно-морскую операцию с привлечением всех родов войск и гражданской администрации. Командующим военно-морской базой был, в силу своего служебного положения, вице-адмирал В.Ф. Трибуц, подчинявшийся непосредственно Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову. В подчинении у В.Ф. Трибуца находились все военно-морские силы, но главную роль в обороне базы должны были сыграть сухопутные силы. И сразу же возникла проблема – кто должен командовать обороной? Армейский или флотский командир? Она была решена лишь 17 августа, когда 10-й корпус был переподчинен В.Ф. Трибуцу, а командир корпуса, генерал-майор Иван Николаев, был назначен его заместителем по сухопутной обороне. 28 августа 1941 года Таллин был в основном занят немцами.

- В 1981 году на северной оконечности полуострова Юминда, где Балтийский флот понес наибольшие потери, был установлен мемориал. Каждый год в годовщину прорыва здесь проводились памятные мероприятия. В храме преподобного Сергия Радонежского в Палдиски была освящена мемориальная доска в память о погибших в трагическом переходе.

В нашем музее в зале №9 представлены некоторые материалы об описанных событиях, а в зале №8 вы найдете модель крейсера «Киров», принимавшего участие в переходе.

Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ
Фрагменты экспозиции ЦМВС РФ