Запад передал нашим соседям большую часть вооружений, которые имел на складах, но своих целей соседи и Запад этими поставками не добились, а значительная часть переданной техники уже сгорела на полях сражений. Для дальнейшего продолжения борьбы с Россией воевать становится нечем, и поэтому на Западе задумались о милитаризации экономики и наращивании производства вооружений. Для этого ещё в мае этого года в ЕС начали разрабатывать специальные меры и документы, и спустя несколько месяцев я бы хотел провести обзор, как у европейцев идут дела с поставленной задачей.
Первое с чем столкнулись евробюрократы, это с нежеланием владельцев оборонных предприятий расширять производство. Их можно понять. Расширить производство фактически означает построить в чистом поле с нуля новые заводы, нанять и обучить с нуля персонал для этих заводов, и вложить в это всё несколько десятков миллиардов евро. При этом полный цикл производства например гаубиц составляет порядка 30 месяцев, некоторых компонентов для танков 24 месяца, и так далее. Это большие сроки, и к тому моменту не факт, что соседнее с нами государство ещё будет существовать. Производители вооружений опасаются, что они вложат деньги в новые заводы, а спроса на их продукцию к тому моменту уже не будет, и спрашивают с еврочиновников, покроют ли они в таком случае их убытки. Это первый камень преткновения, который мешает ЕС наладить производство. Пока что из-за этих разногласий и спихивания друг на друга рисков, мощности производств настолько ограничены, что заказанный сегодня военный автомобиль будет изготовлен и поставлен заказчику лишь к 2030 г, говорят источники агентства Блумберг.
Лично у меня по мере изучения этих данных возник вполне логичный вопрос, а почему западные союзники не договорились в самом начале конфликта, не урегулировали эти разногласия и не начали производить оружие? Сейчас бы уже у них был какой-то результат, к текущей дате. Причина, почему сразу не спохватились, заключается в другой проблеме, которая дала о себе знать после подрыва северных потоков - нехватке на всё это дело электроэнергии. Если даже обычных потребителей заставляли прошлой зимой экономить электричество и убавить дома отопление, что говорить о промышленности, которая потребляет газа в несколько раз больше, чем домохозяйства. Постепенно европейцы впрочем смогли наладить импорт СПГ вместо трубопроводного газа, и тут я бы хотел остановиться поподробнее и немного рассказать, что творится на рынке СПГ и какие перспективы у этого рынка на будущее.
На рынке СПГ появляются новые покупатели, и например Индия заявила о своих планах увеличить долю сжиженного газа в энергопотреблении. Сейчас газ составляет лишь 6% энергопотребления Индии, а 75% это уголь. Индия стремится к более чистой энергетике, тем более Штаты переносят из Китая в Индию часть своих производств, и если ничего не делать в сфере экологии, то индийцы просто задохнутся от выбросов и загрязнят свою страну, как это уже сделали китайцы. Новые газопроводы тянуть сложно и долго, и о конкретных проектах пока особо не слышно, а вот терминалы по приёму СПГ в Индии активно строятся. Также о первой принятой партии СПГ сообщил Вьетнам, куда американцы тоже переносят часть своих заводов из Китая. Да и сам Китай пока не снижает темпов закупок СПГ, и даже наоборот наращивает импорт и обогнал недавно японцев, которые тоже нуждаются в СПГ. В общем по оценкам экспертов спрос на рынке СПГ будет превышать предложение ближайшие годы, и главная причина этого в прекращении поставок трубопроводного газа из России в объеме около 120 млрд. кубов, которые быстро никто не в состоянии заместить. Отсюда конкуренция за СПГ, в том числе американский, который плывёт туда, где больше всего заплатят, а не по первому требованию одних только европейцев.
На обеспечение ЕС энергии также повлияли события в Нигере и лишение Франции урана, а Франция поставляла энергию в Германию и ещё ряд стран. Поэтому старые запасы оружия, которые пылилась на складах Европы, это единственное, на что всерьез и по-настоящему могли рассчитывать наши соседи в своих планах. Но это оружие заканчивается, а текущих мощностей и энергии для производства нового недостаточно. Так что ЕС вряд ли сможет оказывать и в дальнейшем ощутимую военную помощь, когда отдаст ещё и свои старые самолёты и встанет перед проблемой, что отдавать больше особо нечего. Но всё вышесказанное не означает, что Европу можно списывать со счетов, и что она уже сыграла свою роль. У США ещё есть определенные планы на Европу, о которых я сегодня попозже собираюсь написать во второй части этой статьи.