Найти тему
Конец истории

Ради чего всё это: ценность, мотивация, планирование? Обзор книги Ульриха Бозера «Как научиться учиться»

Оглавление

Вторая часть. Первую часть читайте здесь.

Первое: для того, чтобы стать специалистом в той или иной области, необходимо захотеть это изучать. Об этом — глава «Ценность». Суть главы заключается в том, что человек должен осознавать актуальность того, чему он учится, и понимать, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни. Только потом, представив пользу навыка для себя, человек будет способен понять его ценность и, как следствие, будет мотивирован.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Второе: размышляя о процессе обучения, Бозер воспринимает его как тип мыслительной деятельности. По его мнению, учение заключается не в накоплении информации, которую ученик старательно и в большом объеме пытается запихнуть в свою голову, а в выстраивании мыслительных процессов, то есть в осмыслении информации. Придавая материалу значимость, обучающийся с большей вероятностью запомнит новое.

В следующей главе «Цель» автор для наглядности приводит в пример кейс программы «Успех для всех» под руководством Боба Слэйвина. Громкое название на практике оправдывает себя, что обуславливается главным образом четкой целенаправленностью этой программы. Ее основатель учел проблему хаотичного обучения, которая получила широкое распространение и актуальна до сих пор. Это тот самый случай, о котором писал Котенков, когда в новой для себя дисциплине обучающийся хватается за все сразу, не зная, с какой стороны подступить. Им было верно подмечено: «Многие люди бросают дела и обучение, потому что глаза разбегаются, они не могут выбрать что делать». Решить эту беду Бозер рекомендует следующим образом: «Чтобы получить знания, мы должны найти конкретный путь к ним»[1]. В этом случае речь идет о контроле над процессом освоения новой информации. Постановка целей необходима для того, чтобы поэтапно усвоить сначала базовые знания и навыки, а затем постепенно углубляться в изучение темы.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Осмыслить=научиться. Как достичь эффективного мышления?

Постепенность углубления особенно подчеркнута автором. Еще со школьных и студенческих лет ученики привыкли за одну ночь съедать целые параграфы информации, что, конечно, не усваивается в долгосрочной памяти. Принципиально разбивать учебу на этапы, а информацию — на небольшие кусочки, ведь «чтобы мы могли усвоить новые знания и навыки, они должны быть нам, как говорится, по плечу. Иначе говоря, они не должны намного превосходить уже имеющийся у нас уровень»[2]. Кстати, отличным способом осмысления поступающей информации Бозер называет метод «ментальных шаблонов» — это присоединение новой информации к существующей с помощью подбора аналогий. Действенный метод, которым пользуются все студенты.

Вообще, в руководстве Бозера из абзаца в абзац плавно и в разных формулировкам перетекает мысль о том, что обучение должно быть в первую очередь осознанным. Каждое действие необходимо понимать, поскольку таким образом мы развиваем свое метасознание. Это действительно то, что в наших реалиях способно помочь тягаться с машинами — человеку свойственно размышлять, а машине нет. Развитая гибкость мышления позволит активнее соображать, находить нестандартные ответы на вопросы, решения которых не лежат на поверхности. Знания отдельных сухих фактов недостаточно, чтобы достичь того, что Бозер назвал «эффективным мышлением», когда мозг способен не только лишь хранить информацию, но также и находить взаимосвязь и определенные закономерности между фактами:

«По мнению эксперта Роберта Марцано, преимущества такого подхода в том, что он помогает людям сосредоточиться на связях, а не на изолированных фактах. Записывая то, что нам известно, мы готовим свой разум к построению новых связей в конкретной области знаний и начинаем мыслить — и понимать — более системно»[3].

Тот же самый метод подбора аналогий работает по схожему принципу.

Третье: глава «Развитие» содержит наставление отслеживать обратную связь о проделанной работе, которая, в свою очередь, может иметь как форму самомониторинга, так и черпаться из уст наставника или учителя. Удачным способом мониторинга, сочетающимся с дополнительным повторением пройденного материала, Бозер называет «практику извлечения». Она предполагает повторение только что прочитанного материала с целью самопроверки: «Что я выучил и что я собираюсь выучить еще?»

Здесь важно не бояться что-то упустить или понять неверно, ведь это так или иначе неизбежно при обучении. Того же мнения придерживается и Котенков, утверждая: «Это те вещи, на которые не нужно много тратить времени, вы БУДЕТЕ ОШИБАТЬСЯ и на этом опыте учиться». Необходимо быть готовым к ошибкам — это развивает эмоциональную и ментальную стойкость, делает нас сильнее. Бозер рекомендует направлять свои эмоции от ошибок в правильное русло. Например, не заниматься самобичеванием, а спрашивать себя: «Чему меня это научило?» — и, дав себе ответ на этот вопрос, учиться этому. В этом, главным образом, и заключается суть развития.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Практикуем расширение

Теперь, проработав все основные ошибки и почувствовав себя увереннее в теме, можно начинать расширять границы изученного. Четвертое: глава «Расширение» рассказывает о том, как это сделать. Здесь читатель снова сталкивается с необходимостью применять метод ассоциативного мышления, ведь облегчить понимание предмета можно, описав его чем-то подобным, что нам известно, что мы можем представить, потрогать или увидеть. Иначе говоря, если абстрактному предмету придать аналогичный материальный образ, его будет проще понять и осознать.

То же самое касается абстрактных ситуаций. Знать методологию действий в том или ином случае в реальной жизни и пройти через нее, закрепив этот опыт в своем сознании — разные вещи. Второй вариант куда эффективнее прорабатывает последовательность действий, которые необходимо предпринимать. Бозер приводит в пример компьютерную симуляцию vLeader как метод практического оттачивания навыков:

«Данная технология позволяет людям применять навыки в реальных ситуациях без особого риска. Другие симуляции дают возможность улучшить навыки пожарным или соцработникам»[4].

В этом случае технологические достижения нашего века как нельзя лучше оправдывают себя, выполняя ту самую функцию облегчения жизни.

Однако практика — не единственный способ расширить свои знания. Важный аспект, которым нельзя пренебрегать, содержится в общении с людьми других мнений и представлений. Именно коллектив людей с разным бэкграундом и мышлением позволит более полно увидеть всю картину целиком. Групповое мышление способно расширить взгляд на изучаемую область, а иногда породить сомнения и заставить задуматься над своим собственным убеждением: «Увеличение разнообразия в группах стимулирует более многочисленные формы мышления. Когда мы общаемся с непохожими на себя людьми, то с большей вероятностью демонстрируем комплексность мышления»[5]. Эта возможность вполне осуществима online — к примеру, на различных интернет-форумах, в комментариях под видео и постами или в групповых чатах.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Связать несвязуемое? Концептуальная карта нм в помощь

Пятое. Наконец, для упорядочивания всей информации в голове обучающемуся требуется устанавливать взаимосвязи между компонентами материала, что подробно раскрывает глава «Взаимосвязи». Такой подход является тем самым системным мышлением, которое базируется на принципах логики и когнитивного подбора аналогий. Пример определения взаимосвязей — эта книга, в которой разные ситуации и методы из различных областей знаний переплетаются автором и сводятся к пониманию одной единственной мысли — как научиться учиться. Примечательно, что это руководство не просто представляет последовательный ответ на поставленный вопрос, а являет собой обширное исследование темы с примерами из различных научных областей, таких как психология, социальная антропология, искусствоведение. Бозер вычленяет из этих на первый взгляд не сравнимых друг с другом примеров ту суть, которая позволяет доступно и ясно продемонстрировать его мысль, — и советует читателю делать то же самое.

Однако часто бывает так, что информации накапливается слишком много, и тогда на помощь приходит графическое изображение информации, называемое концептуальной картой. Раньше обучающийся взял бы в руки карандаш, положил перед собой листок бумаги и принялся бы чертить схемы с кружочками и стрелочками, но теперь у нас есть инструменты, гораздо более удобные: «В составлении графических презентаций, подобных концептуальным картам, очень большую помощь могут оказать современные технологии. Те самые устройства, которые перегружают нас информацией, также способны указать нам выход из этой ловушки»[6]. Примерами таких приложений Бозер называет Tinderbox, DEVONthink и Scrivener. Все они нацелены на организацию файлов или информации в визуальной интерпретации, что помогает проще находить взаимосвязи и быстрее справляться с объемными проектами.

Именно такие приемы как создание концептуальных карт позволяют посмотреть на всю сложившуюся картину с высоты птичьего полета, порассуждать над связями предметов, первоначально кажущихся нам не связанными между собой. Это же стимулирует появление новых концепций и рождает порой неожиданные идеи и открытия. Они же позволяют справляться со сложными задачами, уметь находить правильные подходы в конкретной ситуации и мыслить нестандартно.

www.yandex.ru
www.yandex.ru

Переоценка и рефлексия

А теперь постарайтесь предположить, что накопленные вами в процессе обучения убеждения неоднозначны. Поищите другие стороны понимания одного и того же вопроса. Шестое: этого от вас потребует глава «Переосмысление», в которой Бозер утверждает: «​​Чтобы избежать предубеждений, избавиться от чрезмерной самоуверенности, стать настоящими профессионалами, мы должны критически оценить как свои размышления, так и размышления окружающих»[7]. По мнению автора, слишком уверенные в себе люди либо учатся хуже, либо совсем перестают это делать.

Вопрос рефлексии поднимается в этой главе с целью убедить читателя в том, что иногда процесс поглощения новых знаний необходимо приостановить, на время поместив себя в когнитивную тишину. Это может быть связано и с тем, что нашему мозгу требуется время для усвоения ментальной пищи, и с самой идеей переосмысления — на обдумывание необходимы время и пауза. Иными словами, не стоит слишком увлекаться и вовлекать себя в безостановочный процесс: «размышления и вдумчивая проработка ответов улучшает результаты»[8]. Так, Бозер отмечает, что благодаря переосмыслению обучение превращается в перманентный процесс без конца и края, заведомо соглашаясь с народной мудростью: «Нет предела совершенству».

Запустить механизм «передумывания» можно с помощью тех же самых технологий. Википедия, Twitter, YouTube — подойдет любая платформа. Тем не менее, исследователь не забывает указать и на негативные аспекты наших цифровых помощников, главный из которых — рассредотачивающий техношум, мешающий долговременной концентрации. Впрочем, сейчас существует масса приложений, ограничивающих доступ к смартфону на время занятия важной интеллектуальной деятельностью. Например, приложение «Forest», предлагающее вместо серфинга в интернете и бездумного скролла ленты социальных сетей вырастить свое цифровое дерево, выставив любое нужное для концентрации время. Кара за нарушение процесса выращивания дерева болезненна и страшна — дерево умирает, оставляя на просторах вашего цифрового леса черное пятно.

ТАК КАК ЖЕ?

Итак, если вдруг потребуется краткая сводка всего материала, разбросанного по тремстам страницам книги Бозера, то в тексте вы ее найдете. Что же нужно делать, чтобы научиться учиться? — «Люди должны ставить себе цели и вырабатывать план. Они должны быть увлечены процессом, приобретать базовые знания, а затем предпринимать определенные шаги для выполнения составленного плана. Нужно проверять различные идеи на прочность, искать взаимосвязи и аналогии и использовать инструменты планирования — например, концептуальные карты — для поиска закономерностей и систем»[9].

[1] С. 83 [2] С. 98 [3] С. 102 [4] С. 193 [5] С. 204 [6] С. 231 [7] С. 265 [8] С. 280 [9] С. 251

Подписывайтесь на мой канала "Конец истории". Давайте обсудим

#ai #обзоркниги #нейросеть #искусственныйинтеллект #образование #какнаучитьсяучиться #учеба #ульрихбозер