Оказывается, следующим самозванцем после Лжедмитрия Первого был вовсе не Тушинский вор или Калужский царек, как его прозвали в народе, а совершенно другая личность.
После своего воцарения на русском престоле у Василия Шуйского возникла проблема, которая снова пришла с Запада.
По переданным ему слухам Лжедмитрий или царевич "Димитрий" выжил и находится в Самборе. Как передавали Шуйскому, им был дьяк и по совместительству чернокнижник, сводник, блудодей и хахаль Марины Мнишек Михаил (Михалка) Молчанов. Вероятнее всего, что об этом Василию сообщил князь Г.К. Волконский, который был в то время послом в Речи Посполитой. Вот как он обрисовал внешний вид удачно спасшегося Лжедмитрия Первого:
"самборский вор» не кто иной, как Михалко Молчанов «возрастом не мал, рожеем смугол, нос немного покляп (горбатый), брови черны..., нависли...,волосы на голове черны курчевавы...ус чорн, а бороду стрижет…".
В начале Смуты он был доверенным лицом Лжедмитрия. В словаре Брокгауза и Ефрона имеется такая запись:
"Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. Не убитая во время резни 17 мая...она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым...".
Получается что, после смерти своего "хозяина" Молчанов вступил в связь с Мариной Мнишек, вдовой Самозванца. В таком случае нахождение в столице Михаила было тайным. Видимо Юрий Мнишек разрабатывал новый план, а Марина играла роль трофея для будущего самозванца.
О том, что между Мнишеками и Молчановым были взаимоотношения, следует хотя бы из того где скрывался Молчанов после отъезда из пределов Руси. Ведь Самбор был приданным жены Юрия Мнишека Ядвиги Тарло, где они постоянно жили. Да и как покажет дальнейшая судьба Марины, Юрий Мнишек был совершенно не против, если это нужно для "дела" подложить свою дочь для очередного "Димитрия".
Кем был этот Молчанов? Исходя из легенды о его родословной его предки "вышли из немец". Родоначальником был некий Иидрис, который в 1353-м году прибыл на службу к князю Мстиславу Черниговскому. На Руси он стал Леонтием. "Героя" этого очерка зовут Михаил Андреевич Молчанов, предки которого были ростовскими боярами. Потом они перебрались в Московское княжество. У них в родстве были не только Толстые, но Грязные.
При Борисе Годунове Михаил Молчанов был стольником. Но это были не главные обязанности, которые он исполнял при дворе Годунова. Он был еще и чернокнижником. А Годунов увлекался всякой астрологией и любил помечтать на досуге. Но потом Молчанов, как и многие тогда перешел на сторону Самозванца.
Он и князь Голицын, вместе перешли на сторону Лжедмитрия. Именно Молчанову и Василию Голицыну было поручено расправиться с царской семьей и с патриархом Иовой. Вероятно, уже тогда созрел план того, чтобы не осталось следов от насильственной смерти. Федора и его мать - Марию, сначала заставили выпить яд, но те отказались, и их пришлось душить.
Пока у Лжедмитрия полгода длился мальчишник, Михаил Молчанов активно этому способствовал. Об этом довольно подробно рассказывал Исаак Масс. В своем повествовании он рассказал о том, что самыми доверенными людьми у Самозванца были Басманов и Молчанов. Если Петр Басманов занимался военным ведомством, то Михаил ведал другим "особым" ведомством.
Вот что писал Масс о Молчанове: "...это был большой плут и льстец, не боявшийся ни бога, ни людей;...сообща творили бесчестные дела и распутничали,...Молчанов был сводником и повсюду с помощью своих слуг выискивал красивых и пригожих девиц...".
Из записей Исаака Масса следует далее, что Молчанов настолько поднаторел в этом "искусстве", что поставлял девиц за деньги, а если же они сопротивлялись то "... силою и тайно приводил через потаённые ходы в баню к царю; и после того как царь вдосталь натешится с ними, они ещё оказывались довольно хороши для Басманова и Молчанова…".
Как видит читатель, у Самозванца с двумя вернейшими сподвижниками были близкие и доверительные отношения, а женщины были общими.
По сути это была реальная узаконенная "покупка" или похищение девушек (женщин). А Молчанов был и похитителем, и сводником, и организатором притона.
Впрочем, это были еще не все проделки Молчанова и его хозяина Лжедмитрия. Тот же Масс сообщает, что:
"...когда царь замечал красивую монахиню, коих в Москве много, то она уже не могла миновать его рук, так что после его смерти открыли, по крайней мере, тридцать брюхатых".
Когда Лжедмитрия убили, Молчанов как доверенное лицо попал под раздачу. Если Петра Басманова при защите Самозванца, то Михаил отделался битьем кнута. Потом он удачно и ювелирно убежал. Но это было не все. Голландец Исаак Масс в своем труде "История московских смут" писал про бегство Молчанова следующее: "Едва только его [Димитрия] убили...Михаил Молчанов, который был его тайным пособником во всех жестокостях и распутствах, бежал в Польшу, и [после его бегства] пропали скипетр и корона, и нe сомневались, что он взял их с собою".
Молчанов также украл царских лошадей и главное - царскую печать. Ну а вскоре на Русь начали поступать указы с печатью царя "Димитрия". В Речи Посполитой его приняла теща Самозванца Ядвига Тарло где они вместе строчили эти указы. Потом начали распространяться слухи, что царь Дмитрий жив здоров. Совместный план Юрия Мнишека и Молчанова удался. А ценой для этого была благосклонность Марины, проявленная в отношении Михаила.
Иван Болотников также признал в Молчанове царя Дмитрия, а тот его одарил 30-ю дукатами, саблей, буркой и письмом-доверенностью для осуществления командования войсками.
В 1608-м году Молчанов, появившись в Москве, был схвачен как заговорщик. Но Василий Шуйский его не казнил, а приказал высечь кнутом. В 1609-м году он находился уже в отряде гетмана Яна Сапеги, откуда перешел к Тушинскому вору или Лжедмитрию Второму. Будет он и в составе посольства из Тушинского лагеря вместе с Филаретом Романовым к польскому королю Сигизмунду. Там они будут уговаривать короля разрешить его сыну Владиславу стать русским царем. Вся его жизнь будет чередой предательств. При польской оккупационной администрации Молчанов будет занимать пост управляющего по снабжению поляков всем необходимым.
Его проклянет патриарх Гермоген, а умрет он банально. Москвичи поднимут восстание против ляхов, во время которого Молчанов будет убит.